dmitrij-sergeev.livejournal.com/262232.htmlhebemoth "вы,кажется склонны противопоставлять "добровольный творческий полет" конструктивазма "искалеченному политикой" сталинскому "классицизму"?
Разве консруктивизм был менее насильственен? Так же как масштаб раннебольшевистских репрессий уступал сталинским? Разве Фомин, Щусев, да и Голосов проэктировали бы то, что восхищает западных поклонников конструктивизма,если бы они эмигрировали вслед за Норвертом и Лялевичем, например, а Польшу?
Или Красновым в Югославию? С метафорой "стреноженного танцора" мне также согласиться трудно: человек либо начинает танцевать НОВЫЕ ТАНЦЫ, с новыми па, новой последовательностью движений, осознавая новый для себя опыт и находя в этом новом смысл, и творческое удовлетворение- либо выбывает со сцены. Психология,творческое состояние архитектра-упорядочивателя, "классика" и "изнутринаружника"-изобретателя принципиально различны. Многие конструктивисты из самых видных начинали как убежденные классики, продолжали ими быть подспудно /кстати,корбюмания объясняется и тем, что Корбюзье легализировал в рамках "современной архитектуры" композиционные приемы "эколь де бозар/и их переход к "новой классике" был далеко не следствием просто принуждения. Проблемой переход к "освоению наследия" был для вхутемасовцев,до этого не знавших классической культуры. Для многих из них "классика" стала новым и вовсе не бессмысленным опытом /например,Мовчан, да и Леонидов/.Психология проектировщика вовсе не сводится к пассивному и противовольному подчинению внешнему насилию. Так сделать нельзя ничего вообще. То,что проектировалось было, результатом не механического выполнения приказов, а мучительного-но ТВОРЧЕСКОГО переваривания, "освоения",а затем и "присвоения" нового материала,новой области профессиональной культуры. И независимо от того, насколько этот процесс был вынужден, а насколько доброволен /а было по разному/ его результаты представляют огромную ценность, далеко выходящую за границы обличения сталинского "ужаса без конца". Вся советская архитектура,включая ее "современное" начало и сталинский апогей /брежневский конец-вот чего следует ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стыдиться/ представляет собой грандиозный эксперимент, который для меня представляет самостоятельный объект изучения. В котором политика- лишь один,и не всегда решающий фактор."
dmitrij_sergeev
По-моему, Вы путайте разные вещи.
СССР в 20-е, досталинские, годы тоже был вполне фашистским репрессивным государством, но государственная цензура в архитектуре была введена официально только в 1932 г., а предпосылки этого процесса начали проявлять себя только с 1929 г.
В отличие от гражданских свобод, художественная свобода в досталинском СССР реально существовала.
Конструктивизм был действительно свободным художественным явлением, а введение сталинского "возрождения наследия" очевидным актом насилия."
в целом очень интересно,
и красиво сказано