Религия это связь, привязь, узы, деревянные костюмчики для наших эмоций, страстей. Иногда они сдерживают возбухающее человеческое тесто, иногда рвутся, прорываются и ломаются…
Философский этюд об одиноком пути.
Все люди признают, что с человечеством творится что-то фундаментально неладное. Но, мировые религии расходятся во мнениях о том, что именно в нас неладно. Религиозный диагноз проблемы человека распадается на две категории. Некоторые религии в особенности, принадлежащие к иудео-христианской традиции - считают, что проблема человека имеет нравственную природу. Иными словами, мы виновны в том, что нарушили нравственный закон Бога. Мы - грешники и нуждаемся в спасении от грехов. Это подразумевает покаяние, прощение грехов, избавление от греховных привычек, силу жить без греха и восстановление общения с Богом, разорванного грехом. Но, этот механизм не действует твердо в немощном человечестве. Зов природы, биологизм в нас многократно сильнее религии и морали, он то и дело периодами берет верх над нашей верой, нравственностью и мы, живые существа, совершаем побеги «на природу»: в мир раскрепощенных, разнузданных инстинктов.
Но, большинство восточных религий, так не считают. Наша главная проблема, учит индуизм и вышедший из него буддизм, не лежит в сфере нравственности. Наша проблема в том, что мы люди, как и все живое в мире, целостно есть дети природы. Мы такие же, как все рождающиеся, расцветающие, произрастающие и угасающие в ней животные и растения. И так, как мы являемся разумными людьми, то для умиротворения подчас немирных, злых, агрессивных тенденций в своем человеческом обществе мы создаем религию, политику, мораль, культуру, знаки, конвенции и этикет - собственно, свои умозрительные религиозно фантастические необходимые оковы. Для философов одиночек прозрение и освобождение состоит в том, чтобы стать пустыми, свободными от воображаемых проекций. Согласно индуизму жизнь сон: Бог Брама спит и видит сны. Буддизм учит: Нирвана - пробуждение в нас блаженства покоя Рая. Религии - чистейшей воды мифология, порождение нашего сознания. Мы свободные, но дабы жить и выживать в обществе, предпочитаем себя пленять в рабство образов и оков. Религии есть хоть и нужные, полезные, но, все же, воображаемые оковы, псевдооковы. Проиллюстрируем эти узы с помощью буддийской притчи:
Большой караван верблюдов в пустыне достиг постоялого двора. Хозяин верблюдов приказал вбить в землю колышки и веревками привязать к ним верблюдов, чтобы они отдыхали. Оказалось, что колышек и веревку для одного из верблюдов потеряли. Оставить верблюда не привязанным не могли, опасаясь, что он уйдет. И караванщики попросили у хозяина постоялого двора колышек и веревку для привязи.
Хозяин ответил: «У нас нет ни колышка, ни веревки. Но, почему бы вам не вбить воображаемый колышек в землю, не привязать веревку и не приказать верблюду спать?» Владелец каравана изумился: «Вы что издеваетесь? Разве бы мы этого давно не сделали, будь у нас колышек и веревка? Какой колышек нам забить, и какую веревку привязать?»
Хозяин постоялого двора в ответ засмеялся: «Вам не нужно привязывать верблюда с помощью настоящих веревки и колышка; верблюдов обманом можно привязать и воображаемой веревкой к воображаемому колышку. Чисто умозрительно, вбейте воображаемый колышек в землю, обнимите шею верблюда и как бы обвяжите псевдоверевку вокруг шеи, погладьте по загривку, похлопайте и прикажите ему спать».
Ничего другого не оставалось. Караванщики не верили, что это сработает, но все же попробовали. Забили в землю воображаемый колышек. Когда они начали забивать несуществующий колышек молотком. Верблюд услышал стук молотка и подумал, что вбивают колышек. Несуществующую веревку завязали у него на шее. Верблюд подумал, что ее привязывают. И как они приказали другим верблюдам, так же похлопав по загривку приказали и этому спать.
Верблюд лег и покорно, согласно команде заснул.
Когда на следующее утро караван собирался в путь, караванщики вытащили колышки у 99 верблюдов и развязали веревки. Но, поскольку у сотого не было ни того, ни другого, они не думали о том, чтобы вытащить колышек, или развязать веревку. Все 99 верблюдов встали, а сотый вставать отказался.
Люди обеспокоились. Они спросили у старого хозяина постоялого двора, каким колдовством он заставил верблюда лежать на земле и не вставать вместе со всеми. Старик ответил: «Сначала вытащите колышек и развяжите веревку». «Но, ведь ни колышка, ни веревки нет», - возражали они. «Для вас их, может, и нет, но для верблюда есть. Вытащите и развяжите. Раз вы вбили воображаемый колышек в землю и завязали несуществующую веревку, вам придется снять их».
Караванщики пошли и вытащили виртуальный колышек, которого не было, и развязали несуществующую веревку. Верблюд встал и приготовился идти за всеми остальными. Все они поразились и спросили у хозяина постоялого двора: «В чем секрет?»
Он ответил: «Не только верблюды, но и люди привязаны к несуществующим колышкам и находятся в плену веревок, уз которых нет. На знании верблюдов, я дал вам совет, как понять людей и их религии. Им зачастую хочется, они жаждут иллюзорных религиозных форм, оков пусть даже воображаемых, в которых они хотят жить. Из них лишь редкие личности хотят пробудиться от религиозного сна, хотя следует признать, что сон этот весьма полезен, целителен и глубоко терапевтичен, для усыпления, то и дело, вспыхивающего, бунтующего, не мирного нрава, людской психологии».
888
Наблюдая за людьми, я пришел к такому же выводу. Религии, как одна из форм воспитания и рабства человека также зависит от совершенно не настоящих, воображаемых оков, форм, тюрем, религий, знаков, конвенций и этикета. Одинокий человек, философ, мыслитель может освободиться, если он только увидит, что его потребности ненастоящие. Но, это очень и очень рискованный, холодный и одинокий путь…
Это начало, азы, идеи монашества. Но, здесь следует оговориться: философ, монах - это очень одинокий человек, как и философия очень личный, сугубо одинокий путь. Это, как канат над пропастью: один мудрец может пройти, а тысячи, если пойдут, сорвутся в бездну. Религиозное рабство хоть нереально, но оно необходимо. Оно воображаемое, но по его команде тысячи, миллионы умиротворенны и успокоено спят, не бунтуют, покорно трудятся на этой земле и в уютной этой колее доходят туда, куда все… в вечность…
Таким образом, осознание философа, мыслителя, само по себе уже есть освобождение! Нам ничего не нужно делать, чтобы освободиться, потому, что в действительности мы суть ничем не связаны. Как эти псевдооковы влияют на нас? Они превращают нас в машины, в роботов. Нам кажется, что мы действуем и думаем. В действительности же, подобно тупым машинам, мы только реагируем на команды. Мы не вольны иметь свои собственные мысли и поступки, а пользуемся написанными готовыми абстракциями и формулами для усыпления нас. Временами все проблемы, мучения, терзания и страдания происходят из того факта, что мы, хоть мерцательно, просыпаемся и осознаем, что живем сонной жизнью, в неведении о своей вечной свободе. Мы не вольны делать, что нам хочется, потому что не знаем, что мы свободны. Мы не хотим войны, но религии и политики подталкивают нас, для накопления собственных богатств и удержания власти, рекрутируют нас в армии, гонят и оружием на войны и заставляют убивать себе подобных. За 5 тысяч лет мы сражались в сотнях религиозных и политических войн. Сегодня утопаем в локальных войнах и конца этому не предвидится. Решение многих проблем есть в индивидуальном пути жизни!
Религии, священники, богословы и разные там гуру тысячелетиями жестоко обходились с человечеством, налагая оковы: «бремена нудобьносимые, сами же перстом не хотящие пошевельнуть!» как говорил Христос проповедуя Евангелие. Они заставляли нас искать Бога вне нас, в то время как истина блаженства в нас: «Царство Божие не придет приметным образом, и нельзя сказать вот, оно там, или вот здесь, но Царство Божие внутри вас есть!» Ев.Лк.17:20. Его суть, в обращении внутрь себя. Мы живем и по невежеству принимаем двойственность за реальность, мы воспринимаем себя и не-себя, как две противоположности; душу и тело - как антиподы. Прозрение заключается в том, чтобы осознать единство сущей реальности. Это даже не размышление или созерцание. Это просто бытие, пребывание - простая жизнь одинокого трудника на лоне природы. «Веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность!»Бытие.