Отец Андрей Кураев, побывавший у нас в Кременчуге в 2 мая 2002 года рассказал восточно буддийскую притчу, очень близкую по миросозерцанию и раскрывающую тайну нашего пёстрого духовно религиозного мира.
Суть ее такова. Настоятель одного из буддийских монастырей, глубокоуважаемый и почитаемый гуру, то есть учитель уже приходил в возраст и чувствовал что года его жизни на исходе. И посему его главнейшей задачей был поиск преемника. Человека, кто бы мог достойно повести дела обители не к упадку, но к дальнейшему благосостоянию и процветанию. Задача перед гуру стояла не из легких. Перед его взором проходили десятки учеников, которых он по прохождению искуса посвящал в монахов, но никого достойного из них он не видел. Хотя людей в обители было густо, монастырь не слыл в округе малолюдным. Посвящение в монахи начиналось с искуса, который обнаруживал или нет в человеке мистическую одаренность и способность или неспособность человека быть монахом. Испытуемый по достижению возраста помещался или даже замуровывался на сорок дней в пещеру свидений и откровений, где монах все это время молился, медитировал, вступал в контакт с невидимым миром и приобретал опыт соприкосновения с духовным.
В первые дни, как рассказывал каждый из испытуемых, они сидели в полнейшем безмолвии совершенно ничего не видя и не слыша. Тьма кромешняя окутывала их. Совершенная тебе пустота, одиночество, нирвана - если хотите. Но, потом, по прошествии недели, монах начинал слышать, как в пещере что то скребет, начались появляться какие то шорохи, несмелые суть звуки, выстраивающиеся в слоги, смысловые слова; по мере времени набирающие все большей полноты и силы. Затем, следующий этап: начинали появляться какие то искры огоньки, сполохи, свечения, по мере времени складывающиеся в различные комбинации - вспышки, соцветия, образы. Затем начинали появляться и лица, то страшные, то ужасные, то благостные и прекрасные. Сонмы духов бесплотных наполняли тесную пещеру. Затем, начинался диалог между испытуемым и этим миром явленных духов, завязывалась дискусия.
По прошествии сорока дней пещера отворялась, и испытуемый выходил из нее уже совершенно другим человеком, преображенным - совершенным монахом. Настоятель принимал его, расспрашивал о контактах с невидимым, запредельным миром. И считалось чем подробней, красочней и ярче будет рассказ новоначального, тем совершенней монах из него получится; чем красочней и осмысленней были диалоги с демонами и ангелами, тем искусней будет духовидец сей, тем достойней и совершенней будет насельник, житель данного монастыря. Настоятель его благословлял на постоянное проживание, предоставлял ему келью, одевал в одежду монаха и отпускал с миром жительствовать, бытовать дни жизни в данной обители.
Но, знаете, всегда бывают исключения из правил. Один глубоко мыслящий монах, пробыв в пещере положенный срок и дверям отворенным, пришел к настоятелю и сказал, что у него ничего не получилось с видениями и знамениями и он вот - уходит в мир. Настоятель был весьма озадачен учеником. Он спросил его: «Ты что, за эти сорок дней так ничего не услышал и не увидел? Не слышал там голосов, не видел, не лицезрел видений?» «Нет, - ответствовал ученик, - и голоса я слышал и видения видел, но я понял: все они - это порождение, проекция моего же собственного сознания, моего - я».
«Так!! Не благословляю я тебя уходить в мир. Ты будешь моим достойным преемником. Потому, что именно ты познал главное: весь окружающий нас мир - это сущности иллюзорная проекция нашего собственного же сознания! Пусть все остальные насельники обители бубнят денно и нощно, непрестанно повторяя свои мантры и молитвы, пусть бряцают день и ночь своими натертыми до солнечного блеска медными погремушками бубенцами. Пусть крутят хоть круглосуточно свои молитвенные вертушки-барабаны. Это их - нижесредний, примитивный уровень. Ты познал, усмотрел своим мощным сознанием главное: иллюзорность мира духов, что он есть ни что иное, как порождение нашего собственного сознания. Итак, не отпускаю я тебя в мир! Я очень долго тебя искал. Оставайсь, и именно ты будешь моим преемником, настоятелем!»
***
Мы, живые люди, создали свой религиозно-ментальный мир, мысленный мир, прекрасно-ужасный мир, по образу и подобию своему. Мы населили его сферу богами и демонами, героями и подлецами, простецами и мудрецами. И все это, как учит буддизм, есть ни что иное, как проекции, иллюзии, порождения нашего собственного сознания.
Так ли это? Есть неугасаемая тема для богословских философско религиозных размышлений…