ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕЩЕРЕ ОТКРОВЕНИЙ

Nov 14, 2022 16:31



Отец Андрей Кураев, побывавший у нас в Кременчуге в 2 мая 2002 года рассказал восточно буддийскую притчу, очень близкую по миросозерцанию и раскрывающую тайну нашего пёстрого духовно религиозного мира.
Суть ее такова. Настоятель одного из буддийских монастырей, глубокоуважаемый и почитаемый гуру, то есть учитель уже приходил в возраст и чувствовал что года его жизни на исходе. И посему его главнейшей задачей был поиск преемника. Человека, кто бы мог достойно повести дела обители не к упадку, но к дальнейшему благосостоянию и процветанию. Задача перед гуру стояла не из легких. Перед его взором проходили десятки учеников, которых он по прохождению искуса посвящал в монахов, но никого достойного из них он не видел. Хотя людей в обители было густо, монастырь не слыл в округе малолюдным. Посвящение в монахи начиналось с искуса, который обнаруживал или нет в человеке мистическую одаренность и способность или неспособность человека быть монахом. Испытуемый по достижению возраста помещался или даже замуровывался на сорок дней в пещеру свидений и откровений, где монах все это время молился, медитировал, вступал в контакт с невидимым миром и приобретал опыт соприкосновения с духовным.
В первые дни, как рассказывал каждый из испытуемых, они сидели в полнейшем безмолвии совершенно ничего не видя и не слыша. Тьма кромешняя окутывала их. Совершенная тебе пустота, одиночество, нирвана - если хотите. Но, потом, по прошествии недели, монах начинал слышать, как в пещере что то скребет, начались появляться какие то шорохи, несмелые суть звуки, выстраивающиеся в слоги, смысловые слова; по мере времени набирающие все большей полноты и силы. Затем, следующий этап: начинали появляться какие то искры огоньки, сполохи, свечения, по мере времени складывающиеся в различные комбинации - вспышки, соцветия, образы. Затем начинали появляться и лица, то страшные, то ужасные, то благостные и прекрасные. Сонмы духов бесплотных наполняли тесную пещеру. Затем, начинался диалог между испытуемым и этим миром явленных духов, завязывалась дискусия.
По прошествии сорока дней пещера отворялась, и испытуемый выходил из нее уже совершенно другим человеком, преображенным - совершенным монахом. Настоятель принимал его, расспрашивал о контактах с невидимым, запредельным миром. И считалось чем подробней, красочней и ярче будет рассказ новоначального, тем совершенней монах из него получится; чем красочней и осмысленней были диалоги с демонами и ангелами, тем искусней будет духовидец сей, тем достойней и совершенней будет насельник, житель данного монастыря. Настоятель его благословлял на постоянное проживание, предоставлял ему келью, одевал в одежду монаха и отпускал с миром жительствовать, бытовать дни жизни в данной обители.
Но, знаете, всегда бывают исключения из правил. Один глубоко мыслящий монах, пробыв в пещере положенный срок и дверям отворенным, пришел к настоятелю и сказал, что у него ничего не получилось с видениями и знамениями и он вот - уходит в мир. Настоятель был весьма озадачен учеником. Он спросил его: «Ты что, за эти сорок дней так ничего не услышал и не увидел? Не слышал там голосов, не видел, не лицезрел видений?» «Нет, - ответствовал ученик, - и голоса я слышал и видения видел, но я понял: все они - это порождение, проекция моего же собственного сознания, моего - я».
«Так!! Не благословляю я тебя уходить в мир. Ты будешь моим достойным преемником. Потому, что именно ты познал главное: весь окружающий нас мир - это сущности иллюзорная проекция нашего собственного же сознания! Пусть все остальные насельники обители бубнят денно и нощно, непрестанно повторяя свои мантры и молитвы, пусть бряцают день и ночь своими натертыми до солнечного блеска медными погремушками бубенцами. Пусть крутят хоть круглосуточно свои молитвенные вертушки-барабаны. Это их - нижесредний, примитивный уровень. Ты познал, усмотрел своим мощным сознанием главное: иллюзорность мира духов, что он есть ни что иное, как порождение нашего собственного сознания. Итак, не отпускаю я тебя в мир! Я очень долго тебя искал. Оставайсь, и именно ты будешь моим преемником, настоятелем!»
***
Мы, живые люди, создали свой религиозно-ментальный мир, мысленный мир, прекрасно-ужасный мир, по образу и подобию своему. Мы населили его сферу богами и демонами, героями и подлецами, простецами и мудрецами. И все это, как учит буддизм, есть ни что иное, как проекции, иллюзии, порождения нашего собственного сознания.
Так ли это? Есть неугасаемая тема для богословских философско религиозных размышлений…
Previous post Next post
Up