В начале осени один из моих любимых экспонатов в нашем музее, буддийская икона
Зелёная Тара, благополучно пережил очередное испытание. А испытаний за более чем столетнюю историю существования прекрасной тханке перепало изрядно.
Начиналась её жизнь красиво: изображение богини на полотне высотой более трёх и шириной более двух метров несколько месяцев, от зари до зари, вышивали цветным шёлком 10-12-летние калмыцкие девочки из Большедербетовского улуса к 300-летию царского Дома Романовых, к 1913-ому году. Завершалось изготовление иконы "открытием" глаз Тары: после необходимых обрядовых действий вышивались глаза и Тара - "спасительница", была готова служить людям, помогать каждому, кто её об этом попросит.
После празднований 1913 года Зелёная Тара вернулась в буддийский храм - хурул.
Затем - трагические годы революции, гражданской войны, коллективизации. Тханка хранилась в хуруле до погромов 30-х годов, когда многие из культовых артефактов были уничтожены - сожжены или переплавлены. Зелёная Тара тогда пропала. И никто не знал, что на самом деле - спаслась.
Снова она объявилась уже после войны, в 1946 году, рядом с городским музеем, на базарной площади. Где её под видом ковра продавал некий старик.
В тот день ставропольский археолог Татьяна Максимовна Минаева вышла на базар отоварить свою хлебную карточку и увидела тханку - потёртую, потускневшую, в пятнах, без парчового обрамления (рубашки). Старик просил за неё огромную цену - 2 буханки хлеба.
Татьяна Максимовна вернулась в музей, вместе с сотрудниками собрала хлебные карточки на нужную сумму и побежала на базар - очень вовремя, как выяснилось. Старик, поняв, что в голодном послевоенном городе вряд ли кто-то польстится на странный "ковёр", решил разрезать икону на фрагменты и продавать ковриками. Так Зелёная Тара снова спаслась - благодаря Татьяне Максимовне, а в Ставропольском музее появился новый экспонат.
Реставраторы привели Тару в порядок и она засияла всеми своими волшебными красками.
И много лет Зелёная Тара служила украшением зала этнографии музея и предметом поклонения буддистов не только нашего региона, но и зарубежья.
В 2015 году при экспонировании в Элисте на выставке "Зеленая Тара. Чудом спасенная…" священнослужители "Золотой обители Будды Шакьямуни" провели церемонию освящения старинной тханки, созданной по всем буддийским канонам.
А этим летом Зелёную Тару вынесли из зала этнографии и уложили в подсобном помещении. И реставратор нашего музея-заповедника занялась обеспыливанием и мелкой реставрацией тханки.
Там она (Тара, то есть) и была, когда сентябрьской ночью на город обрушился ливень: за несколько часов выпала двухмесячная норма осадков.
И всё бы ничего, но в музее меняли кровлю, и вместо металлической крыши музей был защищён от дождя натянутой строителями плёнкой. Понятно, что плёнка прогнулась под массой воды, лопнула, и огромный поток обрушился на зал этнографии.
Два дня сотрудники музея выносили на просушку залитые экспонаты и не переставали радоваться, что Зелёная Тара наша спаслась: она была на том же этаже в другом крыле здания, и над ней не пролилось ни капли. И это просто счастье, потому что, попади она под воду, восстановить её было бы невозможно: шёлк, которым вышита тханка, окрашен водорастворимыми анилиновыми красителями.
Так вот прекрасная "спасительница" в очередной раз спасла и сохранила себя на радость всех живых существ).