Боб Блэк о Джерри Рейте

Nov 24, 2013 00:54

Джерри Рейт (1959-1984) - не вполне типичный маргинал, поскольку такового в природе нет, но в ка­ком-то смысле он - квинтэссенция маргинальной культуры. Рейт вырос на ферме в штате Коннектикут. В подростковом возрасте его положили в психбольницу, не знаю, за что, и он так никогда от этого до кон­ца не оправился. Почти сразу он стал анархистом в ду­хе Бакунина и Кропоткина и попал под арест во время антивоенного протеста в Сибруке, штат Нью-Гэмпшир.



Левое антивоенное движение конца 70-х не могло удовлетворить его страсть к свободе - и под влияни­ем популярных пересказов экономистов австрийской школы, Фридриха Хайека и Людвига фон Мизеса, ко­торые, казалось, рисовали самоуправляемую рыноч­ную систему социальной свободы. Рейт стал (рыноч­ным) либертарианцем. За многие годы изучения и восприятия других, авангардных, идей - дада, сюрре­ализма, ситуационизма - он так и не оборвал полно­стью нити, связывавшие его с либертарианством. В момент смерти он был, кстати, редактором газеты крошечной Либертарианской партии Вайоминга, хо­тя и объявил, что прекращает участие в ее деятельно­сти (в основном предвыборной).

Рейт уехал на Запад, чтобы учиться в университете (который так и не закончил), и последние шесть лет жизни провел в городе Шеридан, штат Вайоминг - второй по величине город в штате, но с населением в 18 тысяч человек, отнюдь не мегаполис. Рейт работал клерком в мотеле в ночную смену и видел не тот мир, что его соседи. Они его все равно любили - несмотря на идеи, которые на любой из стадий его быстрого ин­теллектуального роста были равно необычны. При­мерно в 1981 году он начал рассылать пробные пись­ма по почте и нашел братьев по духу. Его небольшая зарплата уходила на марки, книги, журнальные подпи­ски и копировальные услуги (ну, и, если честно, на водку и метедрин). В те годы он жил в клоповнике для амбулаторных пациентов ветеранского госпиталя, с которыми подружился (например, читал им вслух “Дон-Кихота”). Какое-то время он играл с единствен­ной, быстро распавшейся, шериданской рок-группой - но гораздо больше времени проводил с теми ле­выми и либертарианцами, кого можно было найти в городе. С одним из либертарианцев - с тем, кто позже под именем “Сун-цзы” участвовал в книге Рейта “Ней­тронная пушка”, - он начал осуществлять первый свой самостоятельный политический проект: Миссию Слова Правды.

Объединенные менкеновской ненавистью к дере­венским приличиям, они вдвоем написали серию ма­леньких памфлетов, в которых, приняв Библию абсо­лютно всерьез, доказали, что на вопросы вроде “Повелел ли Бог устроить Холокост” и “Стоял ли Са­тана за Американской революцией” надо отвечать “да”. Собственно текст писал Сун-цзы, сын проповед­ника, но Рейту, ответственному за переписку, при­шлось за все отвечать - как только правоверные нача­ли присылать жалобы. Кажется, они перестарались - по слухам, памфлет про Холокост перепечатала нео­нацистская группа где-то в Джорджии. Та, кто на это пожаловался - подросток-панк по имени Карли Соммерстейн, - в конце концов сама приняла участие в “Нейтронной пушке”, так что последними посмея­лись отнюдь не нацисты. Но суть в том, что с самого первого дня Джерри Рейт играл с огнем.

Скоро Рейт уже писал все и всем - плакаты, сотни писем, политические трактаты, беллетристику, прит­чи, темные тексты в духе Берроуза, рецензии на книги, даже стихи. Сначала письма, потом статьи и исто­рии шли в АРА, фэнзины, в те неортодоксальные, не боящиеся оскорблений дикие края анархистского и либертарианского движения, которым он отдал так много сил, включая их в общий антиавторитарный диалог. С удивительным успехом Рейт протаскивал свои идеи в местные ежедневные газеты, пользуясь их терпимостью к индивидуалисту-эксцентрику с Ди­кого Запада - которым он, разумеется, и был. Поли­ция, однако, оказалась не так восприимчива к его проекту по заклеиванию Мейн-стрит, а один раз его даже арестовали - за то, что он кидал снежки в мест­ный филиал закусочной “Дайри-Квин”. Агенты в штатском, следящие за организованным Либертарианской партией антиналоговым пикетом 15 апреля, вызывали в нем параноидальный страх - хотя и не та­кой силы, как когда он стал жаловаться, что началь­ник практикует на нем “масонские техники управле­ния мозгами”!

Психи - это увлечение на любителя, которое раз­деляют немногие; но если Рейт и другие маргиналы - в какой-то степени сумасшедшие, то в любом случае они не только сумасшедшие. Честность и быстро раз­вивающиеся литературные способности Рейта обес­печили ему центральное место в том трансконтинен­тальном почтовом салоне, где в начале 80-х собрались неприкаянные поэты, художники и радикалы квазиле­вого толка. Читая запоем все подряд, Рейт стал учите­лем: политиканам он впаривал Мисиму и Пинчона, правым либертарианцам - рабочие советы, широкой публике - неуважение к религии. Не все соединения оказались удачными - но бытовая мудрость выглядела настолько очевидно бредово, что Рейту приходилось собирать куски для головоломки отовсюду, из всех других мест. Вот к чему всё свелось. Как дело свобо­ды, важное (в любой из многих известных Рейту фор­мулировок) лишь для немногих, может победить, не будучи насаждаемым просвещенной элитой и тем са­мым обращая собственную победу в поражение?

В неопубликованном рассказе Рейта описана кур­совая работа по политологии - удачная социальная революция: не нарушая никаких прав собственности, экономику дара доводят до такой степени конкуренто­способности, что все 500 лидирующих компаний вме­сте с их союзником-государством просто оказываются скуплены. Истории Рейта из “Нейтронной пушки” ближе к действительности - в качестве катализатора для очистительного катаклизма в них выступают не­сколько удачно внедренных террористов и киллеров; но частное мнение Рейта было, что такого сорта уси­лия - например, бомбистов из канадского “Прямого действия” - контрпродуктивны. Что же оставалось?

Образование - как раз то, чем он занимался пос­ледние два-три года без какого-либо заметного возна­граждения. У его учеников - в отличие от студентов воображаемого курса по политологии - были свои проблемы, для них более важные, да и разбросаны они были по всей стране. Почти никого из своих бли­жайших друзей Рейт никогда не видел. Сама тщатель­ность, цепкая систематичность, с которой он подхо­дил к предполагаемым спасителям мира, вызывала отчаяние. Рейт достаточно обоснованно предполо­жил, что если бы в мире существовала реальная стра­тегия социальных перемен, он бы о ней услышал хо­тя бы мельком. В позднем тексте “О невозможности дочитаться до анархии” рассказывается, как раньше его радовал почтовый ящик, переполненный анархиз­мом, и как теперь ящик этот вызывает тоску и скуку. Для такого человека, как Рейт, подобная статья была равносильна предсмертной записке - хотя оставлен­ная им предсмертная записка оказалась более емкой. Возросшие возможности восприятия мира никак не добавляли Рейту возможности его изменить.

Неудачная любовная связь усилила депрессию. Пуб­ликация “Нейтронной пушки” без конца задержива­лась из-за финансовых и нефинансовых проблем изда­теля - книга вышла только через год после смерти Рейта. Наконец, почта, которая, как пуповина, связы­вала его с внешним миром, сработала как инструмент разрушения. Одно из адресованных ему писем было “по ошибке” доставлено в местный полицейский уча­сток, там его передали в ФБР, которое допросило соседей Рейта. Очевидно, обыденного использования та­ких слов, как “анархизм”, оказалось достаточно, что­бы потревожить правительственных агентов Пояса Прерий. Рейт позвонил в ФБР - там отказались вер­нуть письмо и сказали, что “мы все про тебя знаем”. Это была чушь собачья, и Рейт в последних письмах сам так и говорил, но это оказалось последней каплей. В оставленной записке было написано: “Я должен или выкарабкаться, или умереть”. На практике он умер - застрелился. По рассказам, он подсчитал все “за” и “против” жизни и смерти и, обнаружив полное равен­ство, бросил монетку.



Самоубийство молодых людей, потерявших контакт с миром, превратилось в штамп - от мифического Вертера Гёте до не намного более реалистичного Сида Вишеса (кроме того, самоубийство является причиной все большего количества смертей юных американцев.) Рейт типичен для маргиналов не тем, как он кончил (среди маргиналов я знаю всего лишь еще один случай самоубийства), но широтой и силой своих увлечений. Тексты его, хоть и местами тенденциозны, в лучших образцах своих четкие и энергичные, без единого лиш­него слова. Он видел вселенную как нечто по сути не­упорядоченное и описывал ее, используя виньетки противоборствующих стилей. Юмор, которым прони­зано большинство маргинальных текстов, в его случае скорее колкий, чем радостный. При этом далеко не все тексты Рейта - депрессивные или доктринерские. Описывая темы, далекие от ключевых вопросов о сво­боде и о правде, он мог расслабиться и вдруг стать со­вершенно очаровательным.

Хороший пример этого - книжная рецензия? ин­струкция по применению? под названием “Кихот: что с ним делать”, напечатанная в антологии Джона Беннета “Хороший день, чтобы сдохнуть”. Но для книги “Нейтронная пушка” - наполовину написанной им са­мим, наполовину его друзьями по переписке - Рейт сознательно отобрал те рассказы, в которых полити­ческие вопросы выражались открыто. Он пытался свести счеты с модернизмом, либерализмом, религи­ей, обществом потребления, марксизмом и т.д. - по­тому что все это загораживало ему дорогу к тому, че­го он хотел от жизни. Может быть, он надеялся, что его книга станет “Хижиной дяди Тома” 80-х? В конце концов, все остальные средства он уже испробовал.

Джек Сандерс сказал, что хотя не бывает неопуб­ликованных великих книг, многие великие книги ос­таются ненаписанными. Возможно, Рейт был автором некоторых таких книг. Книга, которую он все же ус­пел собрать, - это набор тревожащих знаков и обеща­ние большего. Как антология она может служить вве­дением в американскую самиздатскую культуру. В ней видно недовольство - более глубокое, чем в ориенти­рованных на конкретные вопросы 60-х, под мостом больше воды. Но насколько оно способно на дейст­вие? Вот вопрос, на котором споткнулся Джерри Рейт.

Источник: Блэк Б. Под подпольем // Анархизм и другие препятствия для анархии. М.: Гилея, 2004
Previous post Next post
Up