Психология русалок

Oct 18, 2013 07:19

Оригинал взят у svetlana_panina в Психология русалок


Пришло в голову, что известная нам история Русалочки, причудливо описанная пером сказочника Андерсена, является прекрасной иллюстрацией созависимых отношений.

Козел и Русалка

Если взрослого человека вот так, навскидку, спросить: о чем эта сказка? Большинство девочек в возрасте от 15 лет и старше вспоминает, что это история о неудачной любви русалочки к принцу.

Милое, но бессмысленное создание с роскошной грудью и хвостом на месте того, что положено настоящей женщине, влюбилась в двуногого козла принца. Ради этой любви ей пришлось покинуть отчий дом, широкие перспективы дочери морского царя, пойти на сговор с колдуньей, остаться без хвоста и гарантированной возможности прожить долгие и счастливые 300 лет. В довесок к этому блаженной  русалочке полагалось страдать при каждом шаге от невыносимой боли и молчать, как рыба об лед, потому что садистка-колдунья отрезала подопытной амфибии еще и язык.

Но и этого мало. Поскольку русалка решила вести жизнь совершенно отличную от жизни предков, непременным условием ее выживания на суше становится свадьба. Если свадьбы не будет, ей гарантировано превращение в пену морскую. Русалочка безропотно пачкает королевский паркет кровью, сочащейся из прелестных ножек во время танцев, в надежде, что принц наконец-то поймет, тупая скотина, что пора бы уже и жениться. Но ничего не помогает. Этот козел Принц  русалочку в шелка и муслин наряжает, повсюду с собой таскает,  играет ее кудрями, в общем, развлекается, как может, после чего совершенно закономерно женится на этой козе настоящей девушке, симпатичной дочери богатых родителей, получившей хорошее образование и приданное в виде половины королевства.

А теперь про созависимые отношения

Психологи начинают грустно качать головой и тяжело вздыхать, когда им рассказывают об отношениях в которых:
1. Больно, плохо, приходится много терпеть, болеть, но мысль о том, чтобы выйти из этих отношений даже не рассматривается, потому что ЛЮБОВЬ!
2. Смысл жизни сосредоточен в партнере. Без него - я всего лишь пена морская. Не женится - мне хана. Женился, но опоздал к ужину и пришел пьяный  в женских трусах... Что? Нет, не возлюблю милого сковородкой по голове (Как можно?! Олдскульные русалочки на это никогда не пойдут!).  Смиренно буду  долго и мучительно умирать от мигрени. Каждую пятницу.
3. Существуют только желания партнера. Они выполняются в первую очередь. Потому что собственных желаний как бы и нет - я хочу того же, чего и партнер. Не то, чтобы собственных желаний нет совсем. Их есть. Но их ужасно сложно у себя опознать, а уж озвучить их кому-то другому и вовсе невозможно (язык-то отрезан). Хочу замуж, но не скажу. И если ты не догадаешься, что я хочу замуж, я умру. Да-да, от мигрени!
4. В истории отношений обязательно есть главы "Спасение утопающего", "Великая жертва во имя любви",  "Вероломное предательство" и "Благородное прощение". Сказочники обычно умеют вовремя остановиться и в последнем абзаце главы про прощение убивают созависимого персонажа. Ну а что им остается делать, чтобы достойно завершить сказку? Психотерапевтов в сказках не бывает, а феи за такие сложные случаи не берутся, ведь в созависимых отношениях сказка начинается сначала, повторяя сюжет "спасение-жертва-предательство-прощение-спасение-жертва-предательство" по кругу.
5. В отношениях отсутствуют ясные границы "это ты, а это я; это твое, а это мое; это можно, а это нельзя". Есть только радужное, расплывчатое и изменчивое, как пятно бензина в луже "мы" и  "наше" , причем второй партнер о том, что он на самом деле - "мы" и что у него есть что-то  "наше" зачастую даже и не догадывается.

А теперь про то, откуда растут ноги у русалок у созависимых отношений

Вспомним, как начинается сказка. Пропустим описание морских красот и перейдем сразу к биографии героини. Царь морской, как водится в сказках, рано овдовел. Наша Русалочка была младшей дочерью, то есть старшие сестры смогли получить во младенчестве все то, что должен получить каждый младенец - ласковые мамины руки, колыбельные, раннюю эмоциональную привязанность и грудное вскармливание по требованию. А вот Русалочке, похоже, не слишком повезло.

Ее с младенчества воспитывала вдовствующая королева, мамаша царя морского - дама властная, помешанная на атрибутах статуса (у нее на хвосте было 12 устриц, Андерсен уверяет, что это очень круто). В общем, если она и любила младшенькую Русалочку, то явно не тем способом, который был бы приемлем для совсем мелкого карапуза.

В мире людей ребенок, не получивший достаточно тактильного контакта, эмоционального тепла и заботы от мамы или постоянно ухаживающего за ним лица в раннем детстве, может даже после получения паспорта остаться очень зависимым (от собственных родителей,  сообщества, религии, телевизора и, конечно, партнера по отношениям). Может наоборот вырасти во взрослого, который никогда-никогда больше не рискнет сближаться с людьми, чтобы не испытать снова боль от возможной потери. А может попеременно шататься из одного состояния в другое, живя от любви до ненависти, как маятник часов с кукушкой.

Вот и наша Русалочка в детстве вела себя подчеркнуто независимо. У всех сестер клумбы в форме кита или гадов морских, у русалочки - в виде неформатного  для морских глубин солнышка с красными цветами. Все резвятся друг с другом, строят глазки русалам (наверное), а она сидит одна у себя посреди клумбы и статую писающего двуногого мальчика любит. Статую! Понимаете?

То есть была бы у Русалочки маменька, деточка бы мирно прошла стадию слияния, когда мать и ребенок имеют как бы общие границы и "мы покакали" - это самое естественное, что для этого периода может звучать. Потом пережила бы стадию разочарования и бунта, когда оказывается, что русалочка уже покакала, а маменька ее, оказывается еще нет! Потому что маменька, видите ли,  должна для этого простого процесса кидать бедную русалочку в одиночестве и запираться в туалете без нее. Да как она может, ехидна! Ну и потом еще важная стадия интеграции, когда Русалочка раз за разом убеждается, что мама хоть и плохая, запирается в туалете на целых полминуты, но все-таки хорошая, дает на это время свой телефон поиграться. Как бы считается, что это помогает в будущем воспринимать и себя, и других людей как людей. То есть целиком воспринимать, не деля на голову и хвост  - со всеми и слабыми, и сильными сторонами. Но у Русалочка осиротела слишком рано, чтобы у нее это получилось. Да и потом  - она же не человек.

Курица - не птица, женщина - не русалка

Итак, показав в детстве некоторую склонность к противозависимости (странные увлечения, оторванность от общества, игнорирование социальных норм), Русалочка живет в ожидании собственного 15-летия. Это возраст, когда русалка уже считается готовой метать икру взрослой и может подняться наверх, посмотреть на мир птиц и двуногих русалов.

- Ах, когда же мне будет пятнадцать лет! - говорила она. - Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут! Наконец и ей исполнилось пятнадцать лет.

- Ну вот, вырастили и тебя! - сказала бабушка, вдовствующая королева.
- Поди-ка сюда, я украшу тебя, как остальных сестер!

И она надела русалочке на голову венок из белых лилий, только каждый лепесток был половинкой жемчужины, а потом нацепила ей на хвост восемь устриц в знак ее высокого сана.

- Да это больно! - сказала русалочка.
- Чтоб быть красивой, можно и потерпеть! - сказала бабушка.

Первая же фраза бабушки как будто отдает некоторым раздражением: "Ну вот и вырастили тебя, наконец-то ты слезешь с моей шеи! Мало мне было хлопот с маменькой твоей, покойницей?"

Есть некоторая тайна в смерти матери Русалочки. Все русалки обладают чудовищным здоровьем и живут до 300 лет, после чего превращаются в пену морскую. Но у русалок есть и еще один экзотичный способ свести счеты с жизнью - выбраться на сушу и полюбить человека. Если этот самый человек не полюбит в ответ больше жизни и не предложит бежать срочно в ЗАГС, то -  инфаркт миокарда и пена морская. Предположение о том, что Русалочка родилась незадолго до 300-летнего юбилея своей маменьки скорее всего лишено оснований. Но тогда получается что...  Нет-нет, даже думать не смейте в эту сторону. Мать русалочки может быть только святой. Отчего же она умерла? Мммм... Пусть это называется мигрень!

Последняя фраза бабушки тоже наполнена несомненной любовью и заботой. Запомните эти слова. Если вам когда-нибудь захочется совершить настоящее ведьминское проклятье, обеспечить несчастную судьбу какому-нибудь существу, обязательно повторяйте их в ответ на "Да это же больно!" . Примерно половина женского населения планеты Земля была проклята вовсе не злыми колдуньями, а женщинами из своего ближайшего окружения. Давайте еще раз хором повторим для закрепления это проклятье: такие  отношения никак  не построишь!

Ну что ж, все готово для драмы. Декорации покрашены. Последние наставления дадены. До выстрела стартового пистолета в сердце Русалочки остаются считанные секунды (продолжение следует...)

Психология, Интересное

Previous post Next post
Up