Кинодневник. "Кинолюбитель"

Apr 14, 2018 00:36

Amator (1979)
Режиссёр Кшиштоф Кеслёвский
В главных ролях Ежи Штур, Малгожата Забковска

Польский фильм, драма относимая к движению "Кино морального беспокойства" и принесшая Кшиштофу Кислёвскому международную известность: фильм получил призы на фестивалях в Берлине, Чикаго и Москве.


[Сюжет]Филипп Мош купил кинокамеру (советскую, восьмимиллиметровую) по случаю рождения своей дочери: он хотел запечатлеть на пленке, как она будет расти. О покупке он рассказал своим коллегам на фабрике, где работал в отделе снабжения. Руководство фабрики, узнав об этом решило воспользоваться поводом и предложило Филиппу запечатлеть на пленку мероприятия по поводу юбилея предприятия. Из выделенных на культуру средств было закуплено оборудование и пленка, учредили даже киноклуб. А когда фильм был готов, без ведома Филиппа его заявили на участие в фестивале любительского кино. Там Филипп как создатель фильма получил третью премию (первая не была вручена никому, так как достойных фильмов не нашлось). Но больше, чем полученные деньги на Филиппа повлияло знакомство с профессионалами кино и их поддержка. Он открыл для себя новый мир и всерьез заинтересовался созданием кино. Его новые проекты не вызвали энтузиазма у директора (скорее наоборо, он пытался остановить Филиппа), но хуже того то, что увлечение кино создало проблемы в его семье: его жена Ирка хотела спокойной жизни, о которой они мечтали до рождения дочери. Дошло до разрыва: пока Филипп снимал новые фильмы и налаживал контакты с телевидением (его фильм о рабочем фабрики с успехом был показан на ТВ), Ирка решила уехать жить к матери.
Это не остановило Филиппа, он был полон энтузиазма, его вдохновило знакомство с Кшиштофом Занусси - известнейшим польским кинорежиссером. И в этот момент вдруг оказалось что его работа может ударить по людям, которых он уважал: Филипп снял фильм о том, что в городе были неотремонтированы здания и дороги, на которые выделялись деньги годом ранее, и с работы был снят его друг, отвечавший за эту работу. И только больнее стало после разговора с директором, который рассказал, что те деньги были пущены на реконструкцию городской больницы...
Филипп оказался перед дилеммой: продолжать говорить правду, высвечивая проблемы уже не местного, а государственного уровня, и подставлять при этом близких людей, или промолчать о том, что он стал понимать, и снимать безобидные темы: природу и личную жизнь...


Очень многослойный и многогранный фильм. В нем еще нет той отточенности, которой отличаются поздние фильмы Кислёвского, зато каждая деталь, может стать темой для размышлений и обсуждений. И чем больше присматриваешься к фильму, чем больше о нем думаешь, тем значительнее фильм выглядит. И это еще при том, что фильм отчасти подвергся цензуре, в частности была вырезана сыпровизированая сыгравшим в фильме самого себя Кшиштофом Занусси фраза о невозможности честному человеку при существующих порядках подняться вверх в общественном положении.
Золотой приз ММКФ сослужил Кислёвскому плохую службы: часть его знакомых увидела в этом знак того, что режиссёр оправдывает в фильме коммунистов (в частности лице директора фабрики). А по мне так свою роль могло сыграть как фрондерство одних членов жюри, так и недопонимание фильма другими.
В этой картине меня еще впечатлила игра Ежи Штура. Того же самого Штура, который сыграл главную роль в "Распорядителе бала", того же самого Штура, которого российский зритель знает по "Новым Амазонкам" и "Дежа-вю". Здесь он практически неузнаваем, и играет без подчеркнутых эмоций, он тут действительно похож на обычного человека, а не на актера, играющего обычного человека.
Резюме: тем блоггерам, которым этот фильм выпал в кинорулетке, повезло больше, чем мне. Хорошо, что я решил поближе познакомиться с темой рулетки и нашел этот фильм (сразу скажу, что в планах у меня еще один фильм из движения "Кино морального беспокойства"). Если вас интересует серьезное интеллектуальное кино, "Кинолюбителя" имеет смысл посмотреть.

Кинодневник

Previous post Next post
Up