Кинодневник. "Распорядитель бала"

Apr 11, 2018 21:53

Wodzirej (1978)
Режиссер Феликс Фальк
В главных ролях Ежи Штур, Слава Квасьневска, Виктор Садецкий, Михал Тарковский, Яна Швандова, Ева Колясиньска

Польская драма, отмеченная на кинофестивале в Чикаго. Я посмотрел этот фильм в рамках кинорулетки по "Кино морального беспокойства".


[Сюжет]Лютек Данеляк работает в горожской филармонии организатором развлекательных мероприятий: от детских утренников до банкетов. В его обязанности может входить и планирование мероприятия, и конферанс, и даже пляски вместе с публикой. На этом месте он работает сравнительно недавно, он на хорошем счету, у него есть близкие друзья и девушка (и он в процессе развода с женой).


Но действительно престижных мероприятий ему не дают: не дошла очередь, есть ведущие поавторитетнее.
Когда Лютек услышал о том, что на пятисотлетие города будет проводится большой бал с привлечением телевидения, он решил, что это может быть его шансом. Только получить место ведущего это бала он смог бы только если что-то случится с несколькими его коллегами, стоящими выше по служебной градации.


На что Лютек готов, чтобы добиться цели? Лгать? Подкупать? Переспать с бывшей (и сильно возростной) сотрудницей филармонии, у которой можно получить важную информацию? Писать анонимки? Подлизываться к начальству? Подложить подругу под нужного человека? Подставить лучшего друга, который не отличается пробивным характером и для которого этот бал может быть единственным шансом подняться выше? Где он остановится?..



Фильм жесткий. И для Польши шестидесятых мог быть новым словом - он показывает то, о чем до "Кино морального беспокойства" говорить было не принято: о лжи, о нечистоплотности, о коррупции и лицемерии как части системы. Разрушении системы, построенной на лжи, начинается с того, что об этой лжи начинают говорить, так может быть такие фильмы как "Распорядитель бала" повлияли на падение социализма в Польше?
С фильмами этого течения я мало знаком, тем не менее рискну предположить, что в данной картине есть детали, которые сближают её скорее с некоторыми советскими предперестроечными фильмами: главный герой, вначале симпатичный зрителям, движется вниз по моральной шкале, и даже влияние среды в данном случае не является по-настоящему неизбежным фактором: он сам выбирает, что для него приемлемо и что - важно.


Мне смотреть фильм было некомфортно, я плохо воспринимаю сцены, где нормальные люди сталкиваются с подлостью. Если предположить, что режиссер собирался выбить зрителей из зоны комфорта, можно сказать, что в отношении меня он это цели добился.
Что еще? Если отвлечься от сюжета, от выбранной темы, становится заметно что на звание большого мастера режиссер не тянет. В фильме есть только одна центральная роль, вокруг построен весь сюжет, Ежи Штур с ней справился - и не переиграл. Все остальные большей частью "носят рояль", может быть еще только два-три человека имели возможность отыграть интересный образ.
И в целом: фильм был важен и нужен для своего времени, сегодня он практически "исторический артефакт", мало интересный людям вне кинотусовки.

Кинодневник

Previous post Next post
Up