О роли романтики в нашей профессии аэрогеодезиста (часть 7)

Jul 04, 2015 20:26


Руслан Николаевич Гельман
О роли романтики в нашей  профессии аэрогеодезиста (часть 7)
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
ч асть 6
 Были работы и на Ямале, где мы использовали вертолет МИ-8. Одним из главных объектов съемок был участок побережья Карского моря у полярной станции Марре-Сале. Это отвесный береговой обрыв высотой порядка 20 м. активно отступающий под воздействием ряда факторов. Их изучение   требовало количественных данных отступания, для чего в 1978-82-86 гг. нами проводились повторные, плановые (через люк подвески) и перспективные  аэрофотосъемки этого и других участков полуострова. Геологические партии в наши дни развозятся и снабжаются вертолетами, поэтому съемки проводились попутно с рабочими рейсами, часто с дефицитом времени, и выход на съемочный маршрут и перспективную съемку, обычно можно было произвести только один раз и без промаха. Иногда летать доводилось и вне связи с моей непосредственной работой. Помню, что однажды мы возвращались в вертолете доверху забитом оленьими тушами, которые перед этим загрузили из подземного хранилища - естественный холодильник в вечной мерзлоте. Или полёт к геологам в центр Ямала с грузом дров - плавника, набранный нами на берегу Обской губы.


Разгрузка вертолёта в тундре. П-ов Ямал
Попав сюда первый раз, я был поражен видом Карского моря: безбрежная синева под безоблачным небом и ни одной льдинки. В  другой раз, в то же самое время - море забитое льдом, туман, изморозь.  Погода здесь неустойчивая, и с этим связана одна история произошедшая здесь. Один из наших геологов, вместе с начальником полярной станции, отправились на моторке забрать тушу выброшенного на пляж тюленя (корм для собак). На месте начальник сошел на берег, а геолог оставался в лодке, когда сорвавшимся восточным ветром ее отнесло. Мотор запустить не удалось, весел не было и лодку с геологом понесло в море. Начальник бросился бежать по берегу к погранзаставе, но путь неблизкий, время осеннее, настала ночь, погода испортилась и послать вертолет не смогли, но по радио оповестили суда, бывшие в том районе. Тем временем геолог, без продуктов и воды, в условиях штормовой погоды, провел на утлой лодке более двух суток, пока не был подобран проходящим лесовозом. Эту историю он сам рассказал мне, когда спецрейсом мы с ним летели в Надым. И о том, как смог сам подняться на палубу, где и потерял сознание. Позже от моряков он получил   приглашение в команду (нам такие нужны), а от руководства института - строгий выговор, за нарушение правил техники безопасности. Писали об этом случае и в газете.
      Ямальская тундра летом очень красива: зеленые холмы, озера. Особенно это открывается  с вертолета, при  съемке, перспективной или плановой, участков тундры. Бывали и незапланированные эпизоды. Однажды, при полете над тайгой, южнее Ямала вертолет неожиданно пошел на посадку и приземлился на берегу лесного озера. Оказавшиеся здесь мужички быстренько побросали в салон большие корзины с рыбой и мы взлетели. В Надыме садились  не в аэропорту, на вертолетной площадке, а в стороне, на берегу реки. Подъехал  грузовичок, корзины перекочевали в него, а мы взлетели и сели уже в аэропорту на  законном месте. Похоже, пилоты выполняли «левую» работу. Видели мы и так называемую «мёртвую дорогу»,  правда, с воздуха. Это - недостроенная железная дорога, если не ошибаюсь, Салехард - Игарка.  Ржавый подвижной состав, полуразвалившиеся станционные строения и мосты, при полном безлюдии - страшноватое зрелище.


«Мёртвая дорога»


«Мёртвая дорога»
Дорога строилась силами заключенных,  строительство прекратили в 1953 году.  Сейчас будущее Ямала связывается с нефтегазовой промышленностью, и на память приходят картины: горы пустых ржавых бочек на берегу, исполосованная тундра, или среди холмистой зеленой равнины стоит буровая вышка, а вокруг нефтяные лужи.
продолжение

Друзья, Руслан

Previous post Next post
Up