"Сталин versus Николай II", или миф мифом вышибают (4)

Jul 17, 2008 18:46

(Продолжение, предыдущая часть тут.)

Пора уже от общих рассуждений перейти к рассмотрению конкретных примеров идеологических мифов. Прежде чем мы этим займемся, стоит предупредить, что далее будут описываться крайние, "обостренные" варианты мифов и построенных на их основе картин мира. В реальности у разных людей могут быть различные уровни осмысления, с разной степенью "наивности". Однако в коммуникации, особенно в полемике, уровень взаимопонимания в большей степени диктуется тем из собеседников, чье понимание примитивнее. Поэтому при столкновении упрощенных и утонченных вариантов уровень утонченности мало что меняет, т.е. общий уровень определяют преимущественно наивные, полемически заостренные варианты.

Советский идеологический миф

Советский миф знаком нам в разных вариантах. Классический его вариант - это энергичный миф сталинских времен. Мало кто из нас застал его в сознательном возрасте, мы знаем его больше по книгам и фильмам. Гораздо лучше знаком нам обветшалый миф брежневских времен.

Сюжет советского мифа - борьба Пролетариата за освобождение от Буржуазии. В идеальном измерении времени этот сюжет имеет три части. В начале времен был Первобытный Коммунизм и полное Равенство. Затем возникла Прибавочная Стоимость и Частная Собственность, появилось Неравенство и Эксплуатация, и родилась пара акторов - Эксплуататор и Эксплуатируемый. В разных общественно-исторических формациях Эксплуататор и Эксплуатируемый имели разные имена, и вот с наступлением эпохи Капитализма они выступают под именами Пролетариат и Буржуазия (а также Труд и Капитал). Пролетариат должен победить, уничтожить частную собственность, и тогда настанет Коммунизм как новый период Равенства, Гармонии и Счастья (когда материальные блага польются полным потоком).

В исторической проекции эта борьба проходила различные стадии - борьба с самодержавием (самодержавие всегда было на стороне Эксплуататоров), революция, гражданская война, борьба за построение социализма в СССР, борьба СССР с враждебным окружением, с фашизмом и с мировым империализмом.

Этот победный героический путь к светлому будущему был отмечен яркими свершениями и незабываемыми подвигами. Все советские люди с детства знали про героев революции и гражданской войны, про героические стройки первых пятилеток, про победу в войне с фашизмом, полеты в космос и т.д. и т.п..

Как уже говорилось, миф дает объяснение картины мира через действия героев (за которыми стоят подлинно действующие фигуры, т.е. акторы мифа). Именно потому все свершения объясняются не только личным героизмом рядовых участников (герои были и в прошлые эпохи, и у других народов), а Передовым Всепобеждающим Учением и обязательно руководящей ролью гениального вождя (сначала Ленина, затем Сталина, а позднее, после осуждения "культа личности" - руководящей ролью Партии). Вожди вдохновлены непосредственно Великим Актором (Пролетариатом), отсюда их победоносная сила. Массовые, коллективные субъекты истории в этом сюжете представляются в виде персонифицированных деятелей: Коммунистическая Партия ("ум,честь и совесть нашей эпохи", руководящая и направляющая сила советского общества), земной пролетариат (который есть воплощение Пролетариата, и потому играет свою историческую роль), классовый враг (который, будучи воплощением Эксплуататора, сперва угнетает и эксплуатирует, а потом плетет заговоры) и т.д. и т. п. Все, кто действует - представляются антропоморфно. Достаточно вспомнить агитационные плакаты и карикатуры - толстопузый буржуй, мускулистый рабочий, Американский империализм изображался на карикатурах в виде угрожающего "дяди Сэма" или зловещего паука

В советской идеологической системе можно увидеть много черт, описанных выше как квазирелигиозные. Великие пророка Маркс, Энгельс и Ленин, продолжатель дела Ленина великий Сталин, изменник и еретик Троцкий. Борьба с уклонами и ересями, искажающими Единственно Верное Учение. Система гражданского культа, революционные праздники, "святые места" (места, где жил Ленин, где он выступал, и даже где скрывался от врагов в шалаше). Пантеон героев революции и гражданской войны, чьи биографии в советской системе играли роль житий святых.

К;ак уже говорилось, базовая схема мифа способна объяснить и увязать далеко не все события. Поскольку не все было возможно скрыть, многие события приходилось как-то вписывать в общую схему, несмотря на очевидную их чужеродность. Частично эта чужеродность могла быть объяснена воздействием Врага (наследием царизма, воздействием враждебного окружения, буржуазной пропаганды и т.п.). Однако там, где отработанные объяснения проблем советской истории не срабатывали, приходилось выстраивать специальные объяснительные конструкции, имеющие следующие черты .

Во-первых, все такие темы были строго изолированы, т.е. они могли рассматриваться и описываться только в предопределенном ключе и без попыток связать их с чем-либо еще. Для каждого случая существовали специальные словесные формулы, которые, мало что объясняя, создавали скорее препятствие для понимания и анализа. Главной их целью была именно изоляция данного фрагмента истории, чтобы он не портил общей стройной картины.

Во-вторых, те объяснения этих проблемных мест , которые все-таки давались, были совсем не идеологическими, а крайне прагматическими. Идеология тут не при чем (ведь идеология единственно верная и всепобеждающая, а тут явно не тот случай, потому и приходится отводить идеологию, чтобы не ставить ее под удар), а всему виной сложная обстановка, стечение неблагоприятных обстоятельств, заставлявших делать вынужденные шаги либо ошибаться и т.д. т.п.

В подобном ключе объяснялись в советских учебниках истории такие темы как "незаконные репрессии", "культ личности", советско-германский пакт 1939 года, присоединение Прибалтики, война с Финляндией, поражения 1941 года и т.д.

Огромную роль в советской идеологической системе играл особый язык (предельный его вариант описан Оруэллом как "новояз"). Этот язык фиксировал нужные смыслы и отсекал опасные ходы мысли, содержал специальные риторические формулы и канонические формулировки, в нем была масса специальных идеологических терминов, заменявших обычные слова.

При Сталине советский идеологический миф был молод и силен, при Брежневе он обветшал и ослаб. Отработанные десятилетиями объяснения проблем уже никого всерьез не убеждали, риторика была выхолощена, ценности перестали привлекать. Знаком массового изменения отношения советских граждан к идеологии стало массовое распространение анекдотов про Ленина, про Брежнева, про Петьку и Василия Иваныча. В конце брежневского правления отвращение от коммунистической идеологии было таким стойким, что даже поддержка этого мифа через систему пропаганды, образования, государственных СМИ не помогла ему сохранить господствующее положение.

(Продолжение следует).


thought, myth

Previous post Next post
Up