"Сталин versus Николай II", или миф мифом вышибают (3)

Jul 17, 2008 14:10

(Продолжение, предыдущая часть тут.)

Функционирование идеологических мифов в устойчивом сообществе

В случае, когда у идеологического мифа есть устойчивое сообщество приверженцев, вокруг мифа складывается своеобразная квазирелигиозная система.

Во-первых, сам миф должен быть каким-то образом зафиксирован. Каноническая версия мифа излагается в базовых текстах (аналоги Священного Писания). Во-вторых, порождение текстов, их воспроизведение и толкование требует авторов. Авторы базовых текстов играют роль пророков и великих учителей.

Тут нужно подчеркнуть необходимость различать акторов самого мифа (как уже говорилось, в случае идеологических мифов это могут быть и безличные сущности) и людей, разделяющих этот миф и способствующих его воспроизведению и функционированию. Разница тут в том, что акторы - это основа устройства мира, без них эта картина мира не существует, они вечны и неизменны, подобны мировым стихиям (или олимпийским богам). А великие деятели - это герои, играющие важнейшую роль в истории функционирования мифа, базовые первоначала дают им свою силу, одухотворяют их деятельность (в этом великие деятели подобны героям греческих мифов). Так, главными акторами коммунистического мифа являются Пролетариат и Буржуазия (у этой пары и другие имена - к примеру, Труд и Капитал). А великими историческими героями, деятелями, способствовавшими рождению и укреплению мифа, являются Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Троцкий и т.д. Они играют роль пророков и великих учителей (у Сталина и Троцкого тут особые роли, но об этом позже).

Великие пророки и учителя - хоть и великие, но все-таки люди, и они смертны. За ними идет следующий ряд - продолжателей великого дела, авторитетных толкователей священных текстов, героев исторической борьбы (не следует путать ее с борьбой акторов - историческая борьба является лишь одним из ее отражений) и т.д. В числе продолжателей и толкователей могут оказаться и те, кто отступил от правильной линии. Так появляются еретики, отступники и изменники, зачастую их деятельность воспринимается как проявление козней главного Врага.

Как уже говорилось, миф связан с определенным языком, этот язык является ключевым для деятельности сообщества приверженцев. Сообщество имеет свои ритуалы и обряды (поклонение святыням, воспроизведение священных текстов, подтверждение верности заветам, воздание почестей историческим героям, проклятия изменникам и т.д. и т.п.). Иногда в сообществе используется система символов, наглядных знаков, призванных выделять членов сообщества из общей массы.

Регулярное воспроизведение мифа должно быть вписано в пространство и время, поэтому появляются праздники (юбилеи великих событий, памятные дни и т.п.) и священные места (в виртуальных сообществах и священные места могут быть тоже виртуальными - например, Главный Сайт).

Все описанное и образует квазирелигиозную систему, порожденную идеологическим мифом и функционирующую в сообществе. Такая система поддерживается сообществом, с другой стороны, сама она придает этому сообществу устойчивость, способность существовать продолжительное время, обновляя свой состав, привлекая новых членов, но сохраняя главное - приверженность своему мифу.

(Продолжение следует)


thought, myth

Previous post Next post
Up