«Нью Игарка, мадам,...»

May 25, 2014 18:10


Если бы не песня Визбора, возможно, я бы и не слышал никогда этого названия - Игарка. Конечно, на севере не так много населенных пунктов, но просто так, сами по себе, они не слишком привлекают внимание. То ли дело, когда про что-то в песне поётся...

Сейчас кажется, что от Игарки только песня и осталась. Над полузаброшенным и тричетвертисгоревшим городом возвышаются 2-3 многоэтажки, в которых живёт почти всё оставшееся население.


В порту пусто.


А ведь ещё 50 лет назад...

Игарка. Крупнейший порт в низовьях Енисея для морских судов, советских и иностранных. Они важно стоят на рейде - стройные, с высокими мачтами и манящими названиями: "Арагона", "Монровия", "Ариадна", и т.п. Клад Игарки - гигантский лесокомбинат по переработке ценнейшей древесины, заготовляемой на необ'ятных просторах Красноярского края и сплавляемой по рекам Енисейского бассейна.



На Игарской бирже, расположенной на высоком левом берегу Енисея, вдоль русла, бесконечно тянутся друг за другом старательно уложенные кубы золотистой разделанной древесины. Прямо-таки океан лесных богатств, подготовленных к экспорту. Кубометр нашей древесины, славящейся высоким качеством, продается за границей за ту же инвалютную цену, что и тонна сахара.

Лесная биржа с ее необозримыми запасами экспортного инвалютного добра, циклопические штабели дров у жилых домов, мириады щеп под настилами и без настилов на всех улочках и переулках Игарки. Неудивительно, что на каждом шагу огромные надписи: "Курить воспрещается".

Игарка значительно крупнее и благоустроеннее, чем Туруханск. Здание речного порта возглавляется высокой четырехугольной башней из почерневшего от времени дерева.

Всюду дощатые переходы. Слой вечной мерзлоты в Игарке очень близок от поверхности земли. В начале лета, когда земля немного оттаивает, дощатые переходы коробятся. Коробится и шоссейное покрытие.


Все жилые и общественные дома деревянные. Во всей Игарке есть только два каменных здания - это школа и двухэтажный благоустроенный "интерклуб" /интернациональный клуб/ для иностранных и советских моряков. Игарские дома - из того же строительного материала - дерева, - что и туруханские или вороговские. Но они построены по законам какого-то своеобразоного, собственного игарского стиля, с хорошим вкусом и по пропорциям, и по фактуре стен, и о скромному декоруму деревянного зодчества.


Много зелени. В Игарке проложена шоссейная дорога, регулярно курсируют автобусики типа допотопных ЗИС-5. На таком автобусе мы быстро добираемся из центра, через весь город до лесокомбината.

Городок хорошо снабжается рядом магазинов, набор продуктов довольно богат, включая сливочное масло и свежую халву.

А вот и интерклуб.


В эти дни тяга к нему большая - в разгаре сезонных лесопогрузочных работ /навигация в Игарке открывается в конце июня и закрывается в октябре, и люди нередко работают в две смены/ продажа водки всюду запрещена, и только в интерклубе водка отпускается неограниченно. По этой же причине и к нашим теплоходным буфетам большая тяга со стороны местных жителей.

С пристани наверх к портовому зданию тянется еще более высокая, чем в Туруханске, и благоустроенная лестница.

Здесь, на 67-й параллели северной широты, на высоком речном откосе - яркозеленая трава, цветы, березки, лиственницы и даже одна-раз'единая уцелевшая сосна.

На верхней площадке, на лавках, за скромным деревянным столиком, под тенью березок приятно посидеть на холодке и ветерочке, укрыться от томительного июльского зноя. И вид на Енисей отсюда хороший.

Так же как в Ворогове и Туруханске, мы и в Игарке общаемся с местным населением, и каждая беседа дает что-то новое.


Но сегодня, под безоблачной синевой небес, в чистом блеске полярного солнца, в девственной бирюзе енисейских вод, все, сотворенное здесь человеком, кажется тоже невинно чистым. И свежий ветер, и логика настроения туриста, стремящегося насладиться путешествием, гонят прочь мрачные мысли о том, в какую цену обошлось все, выстроенное в Игарке и вообще в местах отдаленных. Да ведь в этой способности временами забыть - спасение человека, иначе жизнь была бы невозможной.

Представители Игарского райокма КПСС и Лесокомбината рассказывали об Игарке, о роли Игарки в экономике лесного хозяйства и лесоэкспорта. Говорили хорошим, ярким, нештампованным языком, пересыпая речь солью шуток по поводу и без повода....

Остались в прошлом райком, Лесокомбинат, и всё прочее. Так проходит мирская слава. Правда, посмотреть на то, что осталось мне тоже практически не удалось - теплоход всё больше опаздывал, и стоянка в Игарке снова была по принципу «пока все выгрузятся».

Поднявшись от дебаркадера по высокой лесенке, мы оказались на небольшой площади с монументом. В отдалении виднелись заброшенные/сгоревшие/разваливающиеся дома. На самой площади стояли памятные знаки. Один из них сообщал, что здесь в 1935 году выступал известный учёный Отто Юльевич Шмидт.


Другой, поставленный трудящимися в ознаменование 50-летия Октябрьской революции, по-видимому, был посвящён интернациональной дружбе.






В сторону города уходила дорога.


Я пробежался по ней до начала построек. Сначала я пробежал мимо стеллы «Игарка 1929», затем мимо работающего магазина, а затем выбежал на перекрёсток. Все выходившие на него дома были в той или иной степени разрушенными. Вообще, похоже, что большая часть деревянной архитектуры Игарки сейчас имеет вот такой вид:


Дальше вдоль улиц стояли такие же деревянные руины. Я вернулся на теплоход. Разгрузка уже завершалась. Наконец, сставив после себя на дебаркадере ящики с продовльствием на зиму, теплоход отчалил и двинулся от Игарки в сторону Дудинки. Ещё один пункт, известный благодаря Визбору.
Опубликовано у меня в блоге.
Previous post Next post
Up