С романтикой посещения далёких таёжных поселений в итоге всё сложилось не так радужно, как хотелось бы. Стоянки и по расписанию-то были запланированы очень короткие, а уж когда теплоход стал опаздывать, и подавно: стояли ровно столько, сколько требовалось, чтобы высадить всех пассажиров.
Край ойкумены - Енисейск и Лесосибирск, - куда ещё доходят дороги из Красноярска, мы прошли поздним вечером первого дня. Там пассажиров прибавилось, в том числе и из тех, кто поселился прямо на палубе.
Дальше начались места, где люди уже скорее сходили, чем садились на теплоход. Первое из них - Ворогово, где мы ещё не торопились, потому что не опаздывали.
Теплоход остановился у причала и мы осмотрим одно из очень богатых правобережных селений среднего плеса - Ворогово. Здесь крупный колхоз, молочный скот и свиноматки, рыбный и пушной промыслы. У берега много рыбацких лодок. А главное, большое лесное хозяйство.
Однако из-за серого неба и за полным отсутствием зелени и вследствие несколько беспорядочного расположения домов /точно их высыпали из мешка и они хаотически уставились как попало/ - сегодня Ворогово кажется нам неприветливым, угрюмым. Глубоко нависшие над стенами изб крыши и высокие досчатые заборы похожи на тюремные загородки. Хотя нам об"ясняют, что они нужны для защиты от снежных завалов, от этого селение не становится уютнее. Хорошо, что остановка здесь не длительная.
Впрочем, что значит погода! Забегая вперед, скажем, что на обратном пути наш теплоход причалил к Ворогову при лучах малинового закатного солнца, при нежном свете чистой предвечерней синевы, и Ворогово на сей раз показалось нам совсем в ином облике. Да и само Ворогово изменилось: за истекшие 10 дней побережье почти на полкилометра вдоль русла украсилось янтарно-желтыми кубами древесины, аккуратно заготовленной для вывоза. У пристани нас ждал базарчик - изобилие огурцов, кое-где яйца, черника.
Воспользовавшись служебной стоянкой теплохода, часть туристов поднялась вверх, в селение, зашла в один дом, разговорились. Колхозники довольны своей жизнью, ни в чем не нуждаются, за избами - огороды с хорошо вызревающими овощами, рядом лес. В селении школа, медпункт, клуб, кино - каждый день.
На базарчике много женщин с лицами немецкого типа - это изгнанницы из немецкого Поволжья. Но они здесь устроились хорошо, и лишь на лицах пожилых женщин - в выражении их голубых выцветших глаз, в морщинах - глубокие следы пережитого бедствия.
У нас стоянка всё-таки была весьма краткой, поэтому с теплохода я сошёл только на тот самый импровизированный рынок, который, похоже, никуда не делся за 50 лет.
Кажется и само поселение не слишком поменялось за это время. Разве что выросло благосостояние: в 1962-м никто бы не ожидал увидеть столько автомобилей у пирса.
Вскоре после Ворогово теплоход проходил место, которое считается одним из красивейших на Енисее: острова Кораблик и Барочка. Об этой достопримечательности тоже объявили по громкой связи, так что фотографов на палубах собралось множество; думаю, что 50 лет назад на теплоходе всё было примерно так же, а уж с островами точно ничего не произошло.
Вот, даже есть ракурс практически совпадающий. Ничего не меняется: туристы продолжают делать одни и те же кадры из года в год!
На следующую остановку, в Бор, теплоход неожиданно пришёл с опережением расписания. Это уникальное событие позволило хоть немного погулять по посёлку.
Как можно было догадаться из названия, посёлок стоит в сосновом бору.
Впечатление он произвёл скорее приятное, даже показался зажиточным. Объяснения тому могут быть разные: на теплоходе кто-то в полголоса поговаривал о добыче золота, википедии пишет про марганцевый рудник и военный аэродром. Так или иначе, детские площадки в хорошем состоянии, есть кирпичные дома.
Правда, вот замки на почтовых ящиках производят неоднозначное впечатление.
Основная застройка всё-таки деревянная. В моём представлении это прямые наследники бараков, но, вроде бы, они называются теперь иначе и уровень комфорта в них несколько повысился.
Ну и «для галочки» - я и теплоход, чтобы можно было демонстрировать, что я где-то там был.
Утром следующего дня удалённость от цивилизации продемонстрировала себя достаточно необычным образом. Бóльшую часть времени теплоход шёл по пустынным местам, и лишь изредка попадалась встречная баржа, моторка, или просто рыбацкая лодка. Тут же вокруг теплохода моторок оказалось сразу несколько. Можно было бы подумать, что это енисейские пираты, но нет
Моторки следовали за теплоходом как стая рыбёшек за огромным китом, и по очереди причаливали к борту. Именно таким способом осуществляется посадка-высадка пассажиров в деревнях, где нет дебаркадера, чтобы пристать. Теплоход идёт, моторки подходят, чтобы забрать пассажиров или наоборот кого-то посадить на борт. Так что если тебя никто не встречает, никакой возможности сойти в глухом таёжном селении нет. Разве что вплавь.
С теплохода выгружают не только пассажиров, но и грузы. Многие везут себе запасы на зиму - до следующей навигации доставить сюда что-то будет крайне проблематично.
Дальше на многие километры потянулся тот Енисей, который уже сложно всё время восторженно фотографировать.
На берегах изредка встречаются поселения, производящие впечатление совсем уже заброшенных. От них в сторону теплохода не стартуют моторки.
«Знающие» пассажиры рассказывают о «былом величии» - как здесь была школа, и почта, и целая деревня, а сейчас осталась одна семья.
Мимо всех этих полузаброшенных селений теплоход, сильно опаздывая, стремился в Туруханск. Пожалуй, из всех далёких таёжных селений, это (бывшее когда-то даже городом) имеет замый ярко-выраженный, в чём-то романтический, образ «далёкого и забытого». Наверное, не последюю роль сыграло то, что сюда в России ссылали революционеров. В частности, здесь отбывал до 1917 года ссылку И.В.Джугашвили, впоследствие известный, как Сталин. Правда, этот пункт в истории города старательно обходят, как в 1962-м году, так и сейчас.
С большим опозданием, в вечерних сумерках теплоход пришвартовался к дебаркадеру с табличкой «Туруханск».
По громкой связи объявили, что стоянка (по расписанию имевшая длительность 1 час) продлится 30 минут, если все успеют выгрузиться за это время. Забегая вперёд, могу сказать, что в 30 минут не уложились, а сам процесс вызывал ассоциации с загрузкой припасов в Ноев ковчег, только наоборот и слегка в меньших масштабах.
То ли дело раньше - туристический теплоход, конечно, прибыл в Туруханск в удобное время. Ведь не могла же туристическая группа пропустить столь значимое место, где отбывал ссылку сам Я.М.Свердлов.
Как и все почти населенные пункты в нижнем плесе Енисея, Туруханск стоит на высоком, довольно унылом с виду левом берегу, и с пристани в город ведет длинная деревянная лестница. Туруханск всем нам дорог памятью о декабристах и революционерах - создателях Октября, либо сосланных сюда, либо проходивших Туруханск на своем многострадальном этапном пути, следуя в места еще более отдаленные.
В Туруханске с трогательной заботой заложены ценнейшие памятники - организованы дома-музеи Я.М. Свердлова и С.С. Спандарьяна. С благоговением входишь в эти домики святыни и с каким-то волнением рассматриваешь яркие снимки Свердлова и Спандарьяна в их раннем детстве, в отрочестве и в поре их зрелой революционной активности, а также старинные пожелтевшие или слегка выцветшие фото членов семей героев.
Пейзаж Туруханска веселее, чем Ворогова. Хотя здесь места более северные, несравненно больше чувствуется забота об озленении городка, почти всюду можно видеть приусадебные деревца, садочки, огородные грядки. Дома выстроились в более правильные ряды. У каждого дома гигантские запасы дров на зиму.
Всего этого мне увидеть не удалось. В сумерках, то и дело поглядывая на то, как идёт разгрузка теплохода, чтобы не пропустить момент, когда надо будет спешить обратно, я успел только залезть на пригорок над пляжем. Здесь проходила какая-то улочка с деревенскими домиками и, видимо, школой, за забором которой стояла детская площадка, как символ того, что и здесь не всё так плохо.
Можно считать, что Туруханск я так и не увидел. Чтобы хоть как-то компенсировать это, уже возвращаясь, я подобрал на пляже маленький камушек. Раз уж не получилось посмотреть Туруханск, можно взять кусочек с собой.
Опубликовано у меня в
блоге.