Классическая румынская кобза (cobză) больше всего похожа на арабский уд (корпус в виде половинки груши, короткий безладовый гриф и головка, играют плектром); сильно отличается от украинской кобзы; получила свое имя от турецкого инструмента
kopuz. Возможно когда-то называлась lăută (вариант - alăută, cf.: al-ʿūd; сейчас это слово означает лютня; см. также турецкая
lavta) и дала название музыкантам - лэутарам.
Cobza
Oud
Первые упоминания об инструменте в регионе относятся к XII веку. Подобный кобзе инструмент изображается на фресках в молдавских монастырях Humor (1535 г.) и Voroneţ (1550 г.), как он назывался, впрочем, неизвестно.
Первые упоминания цыганских музыкантов-лэутар (alăutar) относятся к 1570 году, а в рукописи 1662 года упоминается Петру Кобзарь (Petru Cobzaru). В рукописи 1673 г. lăută и cobuz упоминаются рядом (“Lăutele, cobuzele, la veselii de giocuri”). Неясно, как они отличались тогда, возможно наличием/отсутствием ладов. Вероятный путь инструмента в средневековое княжество Молдова - через Турцию.
Есть еще патриотическая версия происхождения кобзы (а заодно и всех остальных подобных инструментов) от фракийской лиры Орфея. Я не уловил связи между строчкой Страбона ("Орфей, киконец и колдун, который впервые стал зарабатывать деньги, занимаясь музыкой...",
римской статуэткой 4-го века, изображающей Орфея с фракийской лирой, и кобзой.
Кобза становится главным аккомпанирующим инструментом у лэутар, чаще всего в комбинации со скрипкой, либо со скрипкой и флуером. В 1914 году в Румынии производилось порядка 2000 кобз в год, в период между мировыми войнами цифра падает до 20 (1938 г.). Кроме Румынии и Молдовы кобза еще популярна в Венгрии. В советской части Молдовы появилась и получила некоторое распространение ладовая кобза.
Сегодня, как и в прошлом, количество струн в кобзе варьируется (5,8,9,10,12). Строй меняется от региона к региону и даже от музыканта к музыканту. Наиболее распространен вариант с 9 струнами, струны группируются в 4 хора (ре в октаву, ля в октаву, ре в унисон, соль в унисон и в октаву).
Из-за короткого грифа и отсутствия ладов играть на кобзе довольно трудно, поэтому в основном она используется для аккомпанемента. В румынском часто говорят не cântă la cobza (играет на кобзе, буквально - поет), а bate cobza - т.е. бьет, как в барабаны.
Nicolae Păsnicuțu, Moldova
Pe bătute
Click to view
Bribănocul
Click to view
Cioful
Click to view
Strujanul
Click to view
Constantin Negel, Moldova
Hora Boierească a lui Nemțeanu
Click to view
Mărgineanca de la Flămânzi
Click to view
Hora pe hang, Sârba pe hang și Corăgheasca
Click to view
Bătuta din Rădeni
Click to view
Victor Botnaru, Moldova
Hora
Click to view
Ion Zlotea, Muntenia
Săbărelul
Click to view
Șapte văi și-o vale adâncă
Click to view
Hora lui Zlotea
Click to view
Sa-mi canti cobzar batran
Click to view
Ce mi-e mie drag pe lume
Click to view
Ion Păturică, Muntenia
Cântecul lui Barbu Lăutaru
Click to view
Horă de la Clejani
Click to view
Ion Șerban, Oltenia
Horă din Clejani
Click to view
Grigore Kiazim, Dobrogea
Geamparalele din Medgidia
Click to view
Marin Cotoanță, Muntenia
Hora lautareasca w/ Ion Albesteanu
Click to view
Horă de la Măldăieni
Click to view
Capra
Click to view
Sârbă De La Meri
Click to view
Ion Strâmbeanu, Dobrogea
Geampara de la Tropăisar
Click to view
Horă de la Constanța
Click to view
Trei parale, Muntenia
Geamparale de la Dăeni
Click to view
Crossposted from
https://yu-md.dreamwidth.org/104107.html.