Cobza

Feb 27, 2020 13:51

Классическая румынская кобза (cobză) больше всего похожа на арабский уд (корпус в виде половинки груши, короткий безладовый гриф и головка, играют плектром); сильно отличается от украинской кобзы; получила свое имя от турецкого инструмента kopuz. Возможно когда-то называлась lăută (вариант - alăută, cf.: al-ʿūd; сейчас это слово означает лютня; см. также турецкая lavta) и дала название музыкантам - лэутарам.

Cobza

Oud





Первые упоминания об инструменте в регионе относятся к XII веку. Подобный кобзе инструмент изображается на фресках в молдавских монастырях Humor (1535 г.) и Voroneţ (1550 г.), как он назывался, впрочем, неизвестно.



Первые упоминания цыганских музыкантов-лэутар (alăutar) относятся к 1570 году, а в рукописи 1662 года упоминается Петру Кобзарь (Petru Cobzaru). В рукописи 1673 г. lăută и cobuz упоминаются рядом (“Lăutele, cobuzele, la veselii de giocuri”). Неясно, как они отличались тогда, возможно наличием/отсутствием ладов. Вероятный путь инструмента в средневековое княжество Молдова - через Турцию.

Есть еще патриотическая версия происхождения кобзы (а заодно и всех остальных подобных инструментов) от фракийской лиры Орфея. Я не уловил связи между строчкой Страбона ("Орфей, киконец и колдун, который впервые стал зарабатывать деньги, занимаясь музыкой...", римской статуэткой 4-го века, изображающей Орфея с фракийской лирой, и кобзой.

Кобза становится главным аккомпанирующим инструментом у лэутар, чаще всего в комбинации со скрипкой, либо со скрипкой и флуером. В 1914 году в Румынии производилось порядка 2000 кобз в год, в период между мировыми войнами цифра падает до 20 (1938 г.). Кроме Румынии и Молдовы кобза еще популярна в Венгрии. В советской части Молдовы появилась и получила некоторое распространение ладовая кобза.

Сегодня, как и в прошлом, количество струн в кобзе варьируется (5,8,9,10,12). Строй меняется от региона к региону и даже от музыканта к музыканту. Наиболее распространен вариант с 9 струнами, струны группируются в 4 хора (ре в октаву, ля в октаву, ре в унисон, соль в унисон и в октаву).



Из-за короткого грифа и отсутствия ладов играть на кобзе довольно трудно, поэтому в основном она используется для аккомпанемента. В румынском часто говорят не cântă la cobza (играет на кобзе, буквально - поет), а bate cobza - т.е. бьет, как в барабаны.


Nicolae Păsnicuțu, Moldova

Pe bătute

image Click to view



Bribănocul

image Click to view



Cioful

image Click to view



Strujanul

image Click to view




Constantin Negel, Moldova

Hora Boierească a lui Nemțeanu

image Click to view



Mărgineanca de la Flămânzi

image Click to view



Hora pe hang, Sârba pe hang și Corăgheasca

image Click to view



Bătuta din Rădeni

image Click to view




Victor Botnaru, Moldova

Hora

image Click to view




Ion Zlotea, Muntenia

Săbărelul

image Click to view



Șapte văi și-o vale adâncă

image Click to view



Hora lui Zlotea

image Click to view



Sa-mi canti cobzar batran

image Click to view



Ce mi-e mie drag pe lume

image Click to view




Ion Păturică, Muntenia

Cântecul lui Barbu Lăutaru

image Click to view



Horă de la Clejani

image Click to view




Ion Șerban, Oltenia

Horă din Clejani

image Click to view




Grigore Kiazim, Dobrogea

Geamparalele din Medgidia

image Click to view




Marin Cotoanță, Muntenia

Hora lautareasca w/ Ion Albesteanu

image Click to view



Horă de la Măldăieni

image Click to view



Capra

image Click to view



Sârbă De La Meri

image Click to view




Ion Strâmbeanu, Dobrogea

Geampara de la Tropăisar

image Click to view



Horă de la Constanța

image Click to view




Trei parale, Muntenia

Geamparale de la Dăeni

image Click to view



Crossposted from https://yu-md.dreamwidth.org/104107.html.

muzica, lautareasca, cobza, md, ro

Previous post Next post
Up