_xb

Леонард Уинкотт

Mar 27, 2006 23:46

Когда я училась на втором курсе, к нам пришел новый преподаватель, Леонард Уинкотт. Он вел уроки разговора. Первое, что он сделал, войдя в нашу аудиторию, он написал на доске "We must be confident in our ability to speak English". Он очень старался осуществить это. Он оказался интересным писателем, читал нам свои рассказы. И кое-что рассказывал о себе. Он был матросом на английской подводной лодке. Там вспыхнул мятеж (mutiny). Он стал во главе этого мятежа. Каким-то образом ему удалось бежать с подводной лодки и он добрался до Ленинграда. Как он нам рассказал, он нашел себе работу в какой-то "шарашкиной конторе", которая изготовляла мебель. Попутно он решил получить диплом преподавателя английского языка и поступил учиться в наш институт. Одновременно он преподавал нам.

В нашем институте училось несколько иностранцев - англичан, канадцев и австралийцев. Из них помню Эзру Басса, спустя много лет встречала его в Москве. Он работал где-то во внешторге, если не ошибаюсь. Уинкотт организовал в институте клуб английского языка. Эзра Басс был избран президентом этого клуба. По понедельникам у клуба бывал вечер английского языка. Мы выступали с какими-то скетчами, Уинкотт читал нам свои рассказы. Тогда он был в дружбе с Райт-Ковалевой, которая и переводила его рассказы на русский язык. Он разучивал с нами пьесу Пристли "Время и семья Конвей". После войны шел фильм "Память сердца". В этом фильме Уинкотт играет члена английской делегации, которая приезжает в СССР, чтобы встретиться с сельской учительницей, которая прятала у себя английского летчика от немцев во время оккупации. Самолет потерпел аварию, и летчик оказался на оккупированной территории.

Когда я смотрела этот фильм, со мной оказался рядом кто-то имеющий отношение к съемкам фильма. Тогда я не поинтересовалась, кто это был. Но он рассказал мне историю о Уинкотте. Он сказал, что когда Уинкотт появился в Ленинграде, его стали считать американским шпионом. Якобы во время дороги в СССР его завербовали американцы. Но он никак себя не проявлял, и на него не обращали внимания. Но всю войну и блокаду он не покидал Ленинграда. И возникло убеждение, что это неспроста. В конце концов, он оказался в тюрьме по подозрению в шпионаже. От него долго добивались признательных показаний, но он их не давал. Он тольк просил дать ему одну возможность встретиться с начальником. Ничего не добившись, он сообщил, что напишет свои показания и просит встречи с начальством. То, что он написал, передали кому следует, и начальник встретился с ним. Уинкотт рассказал ему, что он написал эту шпионскую историю, чтобы встретиться с ним, и доказал, что он никакой не шпион, а писатель и преподаватель английского. Его выпустили из тюрьмы, и он стал пытаться устроиться на работу. Всюду, куда он обращался, его выслушивали, обещали дать работу и просили перезвонить. Когда он звонил, ему говорили, что в данный момент вакансий нет. После всех этих попыток, он стал работать эпизодически, консультируя постановщиков пьес, имевших отноешние к Англии, и вот снялся в фильме.

с сайта https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/29145/bio/

УИНКОТТ ЛЕОНАРД ДЖОНОВИЧ
LEONARD WINCOTT
"Самым западным из европейцев был Лен Уинкот, английский моряк, able seaman - матрос 1-й статьи Королевского флота. Когда-то в начале тридцатых он стал зачинщиком знаменитой забастовки военных моряков в Инвер-гордоне. Бунт на корабле!.. Но времена были либеральные: вместо того, чтобы повесить бунтовщиков на рее, их списали на берег с волчьим билетом. Друзья-коммунисты переправили Лена в СССР; он работал в ленинградском морском интерклубе, написал рассказ из жизни английских моряков и был принят в Союз советских писателей. Женился на русской женщине, но в блокаду она умерла, а Лен наболтал себе срок по ст. 58.10. А может, и не болтал ничего; просто решили убрать иностранца из Ленинграда от греха подальше. (Куда уж дальше - на Крайний Север.)
"Не найдя правды в Инте, Лен попробовал поискать ее в другом месте. Обидно было: эсэсовца Эрика Плезанса отправили в Англию, а Уинкота, пострадавшего за симпатию к Стране Советов, держат на Крайнем Севере этой самой страны. И он написал письмо Хрущеву...
Самое смешное, что письмо сработало: Уинкот вернулся в Москву раньше нас. Восстановился в Союзе Писателей, получил квартиру и опять женился на русской женщине - библиотекарше Елене. Он заказал визитную карточку: "Лен и Лена Уинкот". А мы их звали - за глаза - Уинкот и Уинкошка".
"В Москве Лен Уинкот написал хорошую книгу о своей английской молодости, ездил вместе с Леной на презентацию и в Лондоне охотно давал интервью:
- Мой корабль - коммунизм. Были бури, была сильная качка, но я всегда твердо стоял на палубе".
Валерий Фрид "Записки лагерного придурка". - М. : Издат. дом Русанова, 1996.

записки Беляевой

Previous post Next post
Up