На следующий день после
пробежки по Господину Великому Новгороду нас ждал интерактивный трансфер от организаторов обратно в Питер. И ничего, что эти примерно 200 км мы ехали весь день, зато как интересно!! Но самое-самое впечатление дня, недели, месяца - это действующая узкоколейка-музей, на которую мы первым делом и поехали. Сначала коротко: будет хоть какая-то возможность посетить
Тёсовский музей-узкол - соглашайтесь немедленно и активно. Оно того стоит, при условии, что мы с вами примерно одинаково понимаем счастье!
Ну а теперь перехожу к вдумчивой агитации визуальным материалом (и параллельно гружу видео из кабины пилота тепловоза)
Если меня поднять рано утром, запихать в такси, потом в автобус, а потом только вспомнить и разбудить, то я сделаю вам через грязное окно автобуса и мутный поток сознания вот такой портрет. Да, я знатный портретист. Подумайте, надо ли оно вам!
Вот Шурик подумал и в следующий раз разбудил уже по делу.
При виде таких роскошеств, да еще и снегоочистителя, я мигом проснулась и дурацких портретов больше не шлепала и не дурацких тоже, вообще никаких, ведь есть тепловозы!!
Снегоочиститель не самоходный, - его цепляли к тепловозу, он расправлял «крылья» и чистил пути.
Сначала нам показали технику, что стоит на базе.
Хвостатые друзья тоже с удовольствием нас экскурсировали
Ту-2, единственное, что восстановлено не в музее - это подарок РЖД, восстановлен в их мастерских и подарен для дальнейшей нежной любви и бережной эксплуатации, чем с ним тут и занимаются. Когда-то это был очень ходовой тепловоз для узкоколеек, на нем поднимали целину, он возил торф, древесину, зерно и даже пассажиров по ведомственным дорогам. В России от узкоколеек отказались, в 2011 году была разобрана последняя, эксплуатировавшаяся на тот момент, а на Украине, как говорят, до сих пор работает несколько дорог, осуществляющих в том числе и пассажироперевозки.
Еще лет 30-40 назад тут бурлила жизнь, работа на торфозаготовках не прекращалась. Длина узкола по торфозаготовкам была около 200 км, плюс около 100 км была протяженность лесозаготовительной ветки с которой они соединялись. Тепловоз на узкоколейке совсем не игрушечный. Он может везти и 30, и 60 груженых вагонов. Когда-то тут ходили огромные составы.
Пожарная?
В таких вагонах возили всё, кроме жидкостей. Этот конкретный пока не совсем в порядке, но я надеюсь у него впереди второе рождение. В чьем-то репортаже в сети, пару лет назад, его состояние много хуже.
А вот и тепловоз-дрезина-кран, та самая, что приехала за день до нас из Новгородской области. Да, вот в таком виде музей получает свои сокровища. И это если тот, кто «сокровище» на своей территории откопал, согласится его подарить или отдать по цене металлолома. Некоторые пытаются продать по цене ламборджини на ходу в пересчете на размер жд техники.
Мне это кажется невероятным, но наш экскурсовод говорит, что они ее вполне в состоянии восстановить своими силами!
Раньше везде была система повышенных путей, которые стыковались с обычными ветками и по которым подобная техника самоходом сгружалась с платформ. Сейчас такого уже нигде нет, перевозят автотранспортом, ставят и снимают - кранами.
Где-то тут есть изотермический немецкий вагон 1953 года рождения. У него в стенках были секции для загрузки льда, в нем перевозили скоропортящиеся продукты. Найден он был в Приозерске, где простоял 50 лет в качестве бытовки. 2 года назад перевезен в музей и понемногу над ним работают, когда доходят руки и средства. Но я не отследила взглядом, где он стоял, пока ковырялась в своих гаджетах. А на фото судя по всему тоже немец, но 100-летней давности и в очень плачевном состоянии.
А это рабочая лошадка ПД-1, она возит небольшие группы экскурсантов зимой и осенью, когда холодно
Таких дрезин было выпущено около тысячи, они были обычным элементом узкоколеек. Сейчас в живых осталось 9 штук.
Вот эта конкретная была очень сильно разрушена и давно не на ходу, восстанавливали сами. Благо двигатели во всей этой технике стоят от грузовиков и у военных такого еще полно под списание на складах. Запчасти иногда покупают, иногда находят, иногда приходится заново изготовлять по чертежам.
Начав искать про нее сведения, я нашла не только информацию, но и рассказ про то, как именно ее восстанавливали, прошу любить и жаловать со страшной силой:
http://komen-dant.livejournal.com/794620.html - там и видео первого пуска есть. А я украду у автора небольшой кусочек про саму машину:
Дрезины ПД-1 имели металлический кузов внутри которого размещались места для водителя и 10 пассажиров. Внутри кузов был обит фанерой и разделен перегородкой на две части - кабину и пассажирский салон. Кузов был установлен на сварную раму, специально сконструированную для дрезины и не имеющего ничего общего с автомобильными. В передней части под капотом размещался двигатель (изначально ставили ГАЗ-мм (50 л.с.), затем М-20 (50 л.с.) и М-21 (75 л.с.)), который через автомобильные муфту сцепления, четырехскоростную коробку передач и реверс-редуктор передавал вращение на заднюю колесную пару (на двухосных дрезинах) или на первую колесную пару задней тележки (на трехосных дрезинах), вторая ось тележки соединялась с первой втулочно-роликовой цепью. В трехосном варианте использовалась тележка от электростанций СЭП2 или СЭП2М, выпускаемых ДМЗ. В качестве капота использовался капот автомобиля ГАЗ-51.
Надо будет приехать маленькой группой и прокатиться на ПД-1, а еще приехать летом и покататься на открытых дрезинах, с ветерком!
Ну а мы собираемся в путь ...
Когда-то тут лежали бетонные шпалы, существовали бригады путейцев, рельсы лежали ровно и скорость на перегонах была около 60 км/ч. Сейчас выше 20-30 забираться рискованно. Путь сильно гуляет, за ним не следят, пользуются тем, что есть. Да и как следить за 30 км рельсов, если вас 5-6 человек, приезжающих на выходные? Ребята говорят, что самостоятельно уложили небольшой отводной кусок в ремонтную зону и даже он дался им очень тяжело. Не хватало сил, людей, техники.
Наша группа большая, в ПД-1 ее не впихнуть и нам подают комфортабельный пассажирский вагон
С печным подогревом. Такие вагоны могли быть не только пассажирские: строились вагоны столовые, вагоны для перевозки заключенных и даже вагоны-кинотеатры
В окне проплывают виды-заброшки
Алексей рассказывает нам про разные стандарты узкоколеек в нашей стране и в других странах, про стратегическое значение, которое придавалось разным расстояниям между рельсами, про путеразрушители (про них был хороший материал вот тут
http://masterok.livejournal.com/2420739.html, но увы, очень много битых картинок сейчас).
Управление станцией или пост стрелочника ... что-то из них
Наш состав прибывает на станцию. Первая остановка: ремонтное депо. А видите вот там, вдали, дымок?
Это местная котельная. Раньше она работала на торфе и до недавнего времени была последним заказчиком. Но потом ее перевели на уголь, хотя, как говорят у него КПД ниже. И торфозаготовка в поселке остановилась, с ней остановилась жизнь. Всю инфраструктуру продали или порезали на металл. Работоспособное население уехало, так как в Тёсово им нечем было кормить семьи.
Когда-то тут был процветающий поселок с клубами, школами, больницей, ремонтными заводами. Почти каждый мог заработать на автомобиль за пару лет работы. В поселке было 8000 жителей.
А сейчас тут почти нет никакой жизни, кроме ребят, волонтерящих из любви к железнодорожной технике. А меж тем заказчики на торф есть. Окружающие предприятия покупают китайские и финские котлы, рассчитанные именно на торфяное топливо - оно дешевле в добыче и выгоднее в эксплуатации.
Неведомая мне штука. Мы и дальше будем встречаться с обычными тракторами, обвешанными диковинным навесным оборудованием
В депо
Если не путаю это дрезина-электростанция. К такой, например, можно присоединить путеукладчик
А мы сейчас набьемся в кабину пилота нашего транспортного средства и помчим по рельсам дальше, в сторону торфоразработок
Как там вагон? Он еще с нами!
Вид из кабины вперед
Click to view
В обычной жизни наши проводники, как не сложно догадаться, тоже не чужие на рельсовом транспорте
Следующая остановка
Памятник партизанам. Он удивительно ухоженный, по контрасту со всем остальным.
В этом месте бывшие железнодорожники и торфодобытчики, ушедшие в подполье, 31 мая 1942 года дали бой с целью остановить наступление немцев на 2-ю армию и не дать ее окончательно отрезать. Погибли все, перезахоронены в Рогатке, а тут стоит памятный знак.
Именно Тёсовский узкол шел через печально знаменитый Мясной бор и хоть как-то но снабжал отрезанную армию генерала Власова, когда и где это было возможно.
Немцы строили свои сборные узкоколейки, прошивали их металлическими шпалами. Говорят, по нашим лесам еще много таких валяется. Ребята хотят привезти в музей и собрать небольшую немецкую ветку на колею 600 мм, тем более, что им есть что поставить на эти рельсы. Как ни странно, оказывается очень тяжело с документацией на немецкий узкол и, скорее всего, ее просто не осталось или немцы по каким-то причинам не хотят делиться.
Меняемся местами, теперь в кабине поедут те, кто там еще не был.
Ну и Михаил, конечно, без него эта штука не поедет точно. Пока я наслаждалась видами из кабины, вагонным пассажирам рассказали много всего интересного, но так как диктофон не висел на экскурсоводе, а лежал на лавочке, самое разборчивое на нем - стук колес. Ну точно придется еще раз ехать :)
А наша следующая остановка - торфозаготовки. Торф собирают только сухим и только летом. Поэтому осенью, весной и зимой техника стоит там, где ее оставили, неподалеку от места работы. Летом, когда эти монстры двигаются, наверное все выглядит иначе, но сейчас, эти брошенные мертвые машины больше всего похожи на скелеты динозавров. И кстати, я обещала трактор с обвесом? Выполняю!
Вот эта штука, если я верно поняла, из кучи торфа делает аккуратные штабеля-дорожки, которые потом собирают.
Временные рельсы совсем стремные. Ребята говорят, что переворачивались на них вагоны только так.
- а поднимали как?
- ну как, много крепких мужиков, бревна и поехали к соответствующей матери. Довольно лихо получалось, если приноровиться.
Вариант с краном тоже не исключался :)
Следующий динозавр - путеукладчик. Этот совсем новый, он ни разу не работал, его привезли под закрытие предприятия.
Раньше тут работало постоянно таких 10 штук, перекладывая времянки по необходимости.
Года выпуска: 1970-1980
Производитель: Демиховский машиностроительный (на нем я не так давно
была в гостях, но только в одном цеху)
Путеукладчик состоит из путеукладочного крана и платформ для перевозки подготовленных к укладке рельсо-шпальных звеньев.
Передвижение и электроснабжение от дизель-электростанции ЭСУ-2А
Контейнеры для сбора торфа в пирамидки
На этом участке спит зимним сном довольно много техники
Футуристические зимние виды на уборочные комбайны. Тракторы построены в 2008 году, техника на ходу, законсервирована на зиму.
Работа на торфоуборке очень вредная, пыльная и тяжелая и пока предприятие работало сезон засчитывался за год стажа, а за летние месяцы шел заработок. которого должно было хватить на весь год.
Раньше тут была контора, душевые, буфет, гараж, ремонтные мастерские. Сейчас, да еще зимой, в это сложно поверить
Наша поездная бригада, я считаю надо знать своих героев в лицо!
А мы едем обратно, вагоном вперед до разъезда, расцепляемся
и тепловоз уходит обгонять вагон и возвращаться к нему с другой стороны
Ручной перевод стрелок, которые надо сначала откопать
А потом закопать обратно (шутка)
Все, стрелка пройдена
Связь вагона с пилотом :)
Вагон, где нас поят чаем с печеньками
Эксплуатировался все годы, начиная с 50-х, когда был построен и до 2008 года. Это ГДРовский вагон. На обшивку пошло дерево дорогих пород, но когда его привезли, по сути, это был набор деревяшек. Правда, деревяшек очень хорошо сохранившихся и сейчас вагон на 90% имеет родную обшивку.
В общем всем, кто будет в тех краях бешенно рекомендую!!
Сайт музея:
http://www.museum-uzd.ru/Группа VK:
https://vk.com/tesovo1