Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны.
Первая десятка:
Строго на запад / Slow West
(Джон Маклин)
https://www.kinopoisk.ru/film/800378/Настоящий кинопраздник. Жанры и темы меняются и вплетаются безостановочно - то черная комедия с бойкими диалогами похлеще тарантиновских, то настоящий вестерн с суровыми мужиками и перестрелками, то ироничные коэновские зарисовки-метафоры, то роман воспитания (более всего напоминающий гончаровскую «Обыкновенную историю» с конфликтом умудренного прагматичного опыта и юношеского идеализма), то абсурдистские юморески, то история несчастной любви и (буквально) разбитого сердца, то ночные жизненные притчи роуд-муви. Ну а скорость развития сюжета и концентрация смыслов зашкаливают - в час двадцать здесь умещается больше, чем в 5 часов «Восьмерки» и «Выжившего»! И все это с непрекращающимся ощущением легкости, увлекательной постмодернистской игры, расслабленности и улыбки, присущей настоящим талантливым инди фильмам (не зря «Slow West» - победитель прошлогоднего Санденса в категории "Мировое кино").
Моя рецензия целиком:
http://www.afisha.ru/movie/219727/review/1065318/ Зверополис / Zootopia
(Байрон Говард, Рич Мур)
https://www.kinopoisk.ru/film/775276/Чудесный и смешной мульт с широчайшими социально-культурными метафорами и кучей киношных отсылок.
Высотка / High-Rise
(Бен Уитли)
https://www.kinopoisk.ru/film/220559/Отличная антиутопия с Томом Хиддлстоном и Джереми Айронсом, едкая социальная сатира и просто визуальный пир, музыкальная услада (от Клинта Мэнселла) и кино-аттракцион, напоминающий, конечно, о "Заводном апельсине" Кубрика, "Репетиции оркестра" Феллини, "Ангеле истребления" Бунюэля и относительно свежем "Сквозь снег".
Приходит дракон / A Dragon Arrives!
(Мани Хагиги)
https://www.kinopoisk.ru/film/957899/Сумасшедший шикарный мультижанровый калейдоскоп. Смотрели с открытым ртом. Синефильский праздник. Сложно, красиво, умно, оригинально (несмотря на кучу аллюзий). Это гораздо больше, чем просто заявленный "иранский True Detective". Найти можно почти все, что вам захочется,- и Линча, и Гиллиама, и Тарантино, и Сингха, и классические нуары, и вестерны, и политический детектив, и сюр, и самобытность, и, наконец, настоящий многоуровневый фильм-загадку.
Человек швейцарский нож / Swiss Army Man
(Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт)
https://www.kinopoisk.ru/film/918087/Яркая сумасшедшая оригинальная черная комедия / драма / ромком / триллер / buddy movie / социальная / дурацкая / философская / похабная / экзистенциальная / психологическая / сюрреалистическая и много еще какая штуковина. Пожалуй, самый близкий аналог - гиллиамовская "Страна Приливов" (сюр и фантазии, внешние тропы, внутренние трипы и пердящие трупы), ну и всякие спайки джонзы / мишели гондри. По крайней мере, можете быть уверены - на фильме не заскучаете. P.S. смотреть только в оригинале - как можно дублировать/переозвучить мычания-ворчания-мямленье трупа Рэдклиффа?
В тихом омуте / Ma Loute
(Брюно Дюмон)
https://www.kinopoisk.ru/film/915351/Сюрреалистическая социальная трагикомедия. (В очередной раз в этом списке слово "сюр", но что поделать, если это такой частый коррелят с качеством, оригинальностью, ну и с моими симпатиями).
Неоновый демон / The Neon Demon
(Николас Виндинг Рефн)
https://www.kinopoisk.ru/film/623721/Шикарный гипнотический китч, гротеск, метафоры и издевательство, которым невозможно не подсмеиваться и подхлопывать. В конце концов, это безумно красиво.
Ученик
(Кирилл Серебренников)
http://www.afisha.ru/movie/228491/Школьник, воспитываемый матерью-одиночкой, ударяется в религию и, сыпя цитатами из Библии, начинает крестовый поход против бикини одноклассниц, теории эволюции, полового воспитания, организованной религии, гомосексуальности и, конечно, евреев. Замечательная, интересная, умная и актуальная работа о возникновении агрессивного религиозного фундаментализма и его столкновении со светским научным подходом, а их обоих - с обывательской "нормальностью", с поддающимся манипуляциям большинством. Тут и про воспитание, и про оскорбление чувств "верующих", и про относительность нормы и слова, и про терпимость, и про систему образования, и про инакомыслие и борьбу с ним. Ну и, конечно, "Ученик" - жирная метафора современной России.
Моя рецензия целиком:
http://www.afisha.ru/movie/228491/review/1001608/ Прибытие / Arrival
(Денни Вильнёв)
https://www.kinopoisk.ru/film/718811/Сай-фай встречает Терренса Малика, чтобы сложносочиненно, красиво и медитативно рассказать о важности открытой коммуникации, интеграции, стремления понять, но, более важно и неожиданно, о ценности "здесь и сейчас", о детерменизме и свободе воли, о нелинейности времени и симультанности, о гипотезе лингвистического релятивизма и принципе Ферма.
Под покровом ночи / Nocturnal Animals
(Том Форд)
https://www.kinopoisk.ru/film/909898/Гипнотическая происходящая в двух переплетающихся мирах история о разрушенной любви, "силе искусства" и его возможности играть с реальностью. Эдакий лайтовый вариант "Волхва" (но поймете вы это только в конце, и то, если правильно прочитаете фильм). Второй подряд топовый фильм с новой Николь Кидман - Эми Адамс, кочующей по сильным авторским фильмам.
Хорошие, но не топовые фильмы, которые также заслуживают внимания:
В центре внимания / Spotligh (Том МакКарти)
http://www.afisha.ru/movie/222444/Прошлогодний оскаровский триумфатор - производственная драма / журналистское расследование церковной педофилии с прекрасными Марком Руффало, Рейчел МакАдамс, Майклом Китон и Стэнли Туччи.
Трамбо / Trumbo (Джей Роуч)
http://www.kinopoisk.ru/film/799728/Гуманистическое и внутрицеховое кино, в котором Брайан Крэнстон ("Во все тяжкие") в роли сценариста «Спартака» и «Римских каникул» Трамбо, попавшего в черный список во времена охоты на ведьм, вынужден бороться с правительством и акулами кинобизнеса.
Тряпичный союз (Михаил Местецкий)
http://www.afisha.ru/movie/225548/Отличное, смешное, бодрое, богатое (на смыслы и действие), энергичное и разнообразное кино. И совсем не "подростковое" - не верьте. В контексте отечественного кинематографа смотрится крайне приятно и свежо.
Микроб и бензин / Microbe et Gasoil (Мишель Гондри)
https://www.kinopoisk.ru/film/904000/Гондри сделал настоящую милоту, и интересную, и трогательную, и забавную. Как и в предыдущем примере даром что главные герои - подростки, смотреть обязательно.
Бегущая от реальности / Complete Unknown (Джошуа Марстон)
https://www.kinopoisk.ru/film/857777/Интеллигентное и романтичное инди, в котором титулованные Рэйчел Вайс и Майкл Шеннон ставят вопросы о том, где же правильный выбор, обретение счастья, и кто "выигрывает" - плывущий по течению, живущий в зоне комфорта или непривязанный, "свободный", меняющийся, проживающий "разные жизни".
Вакантна жизнь шеф-повара (Рустам Ильясов)
https://www.kinopoisk.ru/film/765099/Оригинальная отечественная картина - примерно о том же, что и предыдущий участник, только решающая вопрос проживания других жизней натурально через залезание в тела и миры других людей. Не идеальный, но заслуживающий внимания пример нестыдной отечественной фантастики, ничуть не хуже "Черного зеркала".
Капитан Фантастик / Captain Fantastic (Мэтт Росс)
https://www.kinopoisk.ru/film/841147/Несмотря на ряд претензий, в любом случае это интересная, местами не очень ловкая и слегка поверхностная, но все же thought provoking и забавная история семьи леваков (под водительством отца - Вигго Мортинсена), живущих в лесу, но вынужденных вступить в контакт-конфликт с "нормальным" обществом потребления.
Море деревьев / The Sea of Trees (Гас Ван Сент)
https://www.kinopoisk.ru/film/820035/Все-таки зря "Море деревьев" так уж сильно разругали в Каннах и совсем не выпустили в прокат у нас. Да, Ван Сент снял про непопулярное "о главном" (ценить жизнь, любить близких, мементо мори), это местами выглядит наивно / банально, большей частью напоминает сентиментальный вариант "Человека-швейцарский нож" или, очевидно, смесь "Джерри" и "Не сдавайся" самого же Ван Сента, но внимания фильм вполне заслуживает. Не говоря уж про участие МакКонахи, Наоми Уоттс и Кена Ватанабе.
Она / Elle (Пол Верховен)
https://www.kinopoisk.ru/film/842857/Нашумевшая и попавшая едва ли не во все топы работа двух великих - Верхувена и Изабель Юппер, которую, правда, кажется, не поняли многие зрители и критики, ведь это, в первую очередь, не детектив, триллер или драма, а притворяющаяся ими социальная сатира с большой ехидной улыбкой за кадром и фигой в кармане.
Дуэлянт (Алексей Мизгирёв)
https://www.kinopoisk.ru/film/840234/Если убрать в сторону низкий жанр "мушкетерского блокбастера" или супергеройских приключений 19 века, а также забыть о едва ли не самой дурацкой любовной сцене ever, то одно надо признать точно - так у нас кино еще не делали: Питер как Лондон у Бертона или Гая Риччи, съемки стильные и сочные как у Нолана, музыка нестыдная, готика европейская, фабула универсальная. Посмотреть стоит хотя бы ради этого - в "исследовательских целях".
В лучах солнца (Виталий Манский)
http://www.afisha.ru/movie/227210/Громкая и чуть ли не скандальная документалка отечественного мэтра Манского об "идеальной" жизни Северной Кореи, вышедшая откровенной антиутопией, мощным ударом по режиму и ярким предупреждением и напоминанием всем тем, кто и у нас тоскует по советским идеалам. Смотрите, вспоминайте (если забыли), представляйте (если не знали) - делайте выводы. Но и без всего этого кино, в любом случае, крайне интересно - хотя бы как редкая возможность этнографического погружения в одну из самых закрытых стран мира.
Девушка в поезде / The Girl on the Train (Тейт Тейлор)
https://www.kinopoisk.ru/film/928391/ Приятная неожиданность - ожидаете жалкую подделку "Исчезнувшей", и, конечно, по форме получаете кино не филигранного финчеровского уровня, но зато на сценарий грех жаловаться - напряжение, динамика, нелинейная структура, сразу несколько тем в фокусе, перевороты с ног на голову и даже "игры разума".
Зоология (Иван Твердовский)
https://www.kinopoisk.ru/film/934182/Наградив героиню жирным хвостом, Твердовский рисует такую же жирную, болезненную и сильную метафору трагедии "другого" в обществе (а этим иным у нас может быть кто угодно - ВИЧ-положительный, таджик, гей, оппозиционер, атеист, курящий - увидеть в хвосте можно очень многое, что вашему сознанию угодно). Отдельного упоминания заслуживает удивительная для отечественного кино чувствительность к ткани реальности -"Зоология" один из редчайших фильмов, в которых показываемый мир выглядит крайне правдоподобно и не вызывает отторжения фальшивостью, искусственностью. Язык персонажей, диалоги, фактура - поликлиника, рабочие места, город, даже массовка выглядят совершенно документально (что особенно поразительно с учетом довольно молодого возраста Ивана).
Спасибо
З.Ы.
Киноитоги 2015 /
2014 /
2013 /
2012 /
2011 /
2010 /
2009