Киноитоги 2015

Jan 17, 2016 12:23

Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году (хотя в 2015-м было как никогда много кино, прокатывавшегося только номинально - иногда даже всего одной копией). Сортировка по времени выхода на отечественные экраны (так и не вышедшие - в конце).

По-настоящему топовых фильмов для меня было всего три:



Бёрдмэн / Birdman
(Алехандро Гонсалес Иньярриту)
http://www.kinopoisk.ru/film/722827/Трагикомичный эффектный непрерывный трип по бродвейскому зак"Улисс"ью, гениальная операторская работа Любецки, блестящая режиссура, театральных высот лицедейство во главе с Майклом Китоном, оригинальный саундтрек, построенный почти полностью на одних ударных. Здесь и бодрая сатира на киношно-театральный мир, и остроумная реалистичная производственная драма, и живые муки автора, и даже творческие помешательства, напоминающие порой о «Черном лебеде» или «Внутренней империи». И во всем этом - ритм, плотность, дыхание, юмор, виртуозность, многослойность, движение, жизнь. Упоительно. 9/10



Любовь / Love
(Гаспар Ноэ)
http://www.afisha.ru/movie/225358/В моем восприятии Ноэ продолжает современным киноязыком пересказывать западной аудитории буддийские истины. "Необратимость" демонстрировала неизменные законы причинной-следственной связи - карму. "Вход в пустоту" красочно иллюстрировал происходящее после смерти, натурально экранизируя "Тибетскую книгу мертвых". "Любовь" показывает противоположный смерти полюс - сансару, чувственный мир желаний, привязанностей, приводящий к рождению и страданию. (И да, фильм не про любовь, а про "любовь", обладание, страсть, эгоизм, от которых останутся только боль, потерянность и новые витки блужданий.) С учетом темы, фильм более сентиментальный, спокойный и мягкий, чем предыдущие, хотя это все равно драма, пусть и с красиво снятым сексом красивых людей под красивую музыку. 8/10
P.S. знающим, в качестве саундтрека и для лучшего понимания - "Pushit" Tool



Молодость / Youth
(Паоло Соррентино)
http://www.kinopoisk.ru/film/807818/Новый "великолепный" Соррентино - обязательный к просмотру пример зрительского авторского (эстетского) кино, интересного и невероятно красивого, несмотря на не самую легкую тематику (увядание, старение, творчество, прошлое). При этом нельзя промолчать о том, что "Молодость" еще сильнее, чем прежде, отсылает к Феллини. 8/10



Хорошие, но не топовые фильмы, которые заслуживают внимания:



Дикие истории / Relatos salvajes
(Дамиан Сифрон)
http://www.kinopoisk.ru/film/775727/Динамичный аргентинский черноюморный альманах из разряда «нравится всем» о том, что карма такая карма. 7/10



Мисс Переполох / She's Funny That Way
(Питер Богданович)
http://www.kinopoisk.ru/film/572068/Восхитительная легкая эталонная нью-йоркская комедия положений о театральном закулисье и перипетиях ночной жизни. 7/10
Дает фору последнему Вуди Аллену, который в прошлом году тоже выдал неплохого "Иррационального человека".



Гордость / Pride
(Мэттью Уорчас)
http://www.kinopoisk.ru/film/797558/Доминик Уэст (Прослушка), Эндрю Скотт (Шерлок), Билл Найи, Пэдди Консидайн в прекрасной трагикомедии о солидарности лондонских ЛГБТ и бастующих шахтеров в тэтчеровские времена. Призы-номинации Канн и Золотого глобуса. К счастью, у нас фильм все-таки выпустили в прокат в 2015. 8/10
Подробней: http://users.livejournal.com/_subtle_/171151.html



Багровый пик / Crimson Peak
(Гильермо дель Торо)
http://www.kinopoisk.ru/film/721153/Возвращение дель Торо к тому, за что лично я его и люблю, - готике, визионерству и мрачным сказкам, к тому же с любимцами - Мией Васиковской, Томом Хиддлстоном и Джессикой Честейн
Подробней: http://www.afisha.ru/personalpage/423724/review/668245/



Новейший Завет / Le tout nouveau testament
(Жако ван Дормель)
http://www.kinopoisk.ru/film/840470/Остроумная комедия про Бога (который на деле - неприятный вредный мужичок-тиран из Брюсселя, портящий жизнь всем вокруг) от Жако ван Дормеля (широко известного как режиссера "Господина Никто"). К сожалению, задумка оказалась крупнее реализации, фильм мог быть гораздо богаче и стать по-настоящему культовым. Здесь же, в конечном итоге, нет ничего кардинально нового по сравнению, скажем, с Бунюэлем, зато есть, например, вопросы к сценарию. 7/10



Лобстер / The Lobster
(Йоргос Лантимос)
http://www.afisha.ru/movie/220702/Антиутопия об обществе недалекого будущего, где индивиды обязаны найти себе пару, иначе будут превращены в животных и изгнаны в лес. История примерно та же, что и с «Новейшим Заветом» - классная интересная задумка, но на выходе конструкция головата, схематична, недокручена, тем более на контрасте с отличным актерским составом. 7/10



Макбет / Macbeth
(Джастин Курзель)
http://www.kinopoisk.ru/film/760740/Тяжеловесная и более линейная, чем оригинал, экранизация Шекспира с Фассбендером и Котийяр. Красиво, натуралистично, но чересчур сфокусировано на крови, без должного внимания к другим пластам. 7/10



Связь / Coherence
(Джеймс Уорд Биркит)
http://www.afisha.ru/movie/222475/Сложносочиненный виртуозный (хотя и довольно минималистичный) триллер про группу людей, неудачно собравшихся на ужин в момент пересечения параллельных миров. В наличии двойники, альтернативные вселенные и прочие интересности. 7/10



Шпионский мост / Bridge of Spies
(Стивен Спилберг)
http://www.kinopoisk.ru/film/840884/Новый Спилберг с Томом Хэнксом про холодную войну и шпионов по сценарию, к которому приложили руку Коэны. Не сложное, но большое и крепкое, актуальное для нас гуманистическое кино, учащее таким непопулярным сейчас наднациональным вещам, как нравственность, достоинство, нонконформизм, взаимопонимание и уважение прав человека. 8/10



Мандарины / Mandariinid
(Заза Урушадзе)
http://www.kinopoisk.ru/film/772017/Во время войны в Абхазии раненые чеченец и грузин, едва не убившие друг друга, оказываются в доме старого эстонца, выхаживающего обоих. Сильная камерная драма о человечности и ненависти, вражде и уважении, национальном и общечеловеческом. 7/10



Экспериментатор / Experimenter
(Майкл Алмерейда)
http://www.kinopoisk.ru/film/840590/Похожий на лекцию байопик социального психолога и экспериментатора Стэнли Милгрэма (того, который «бил людей током», «теория 6 рукопожатий» и др.) и его изысканиям в области подчинения авторитетам, так актуальным и сейчас. В главных ролях Вайнона Райдер и Питер Сарсгаард. 7/10



Я, Эрл и умирающая девушка / Me and Earl and the Dying Girl
(Альфонсо Гомез-Рейон)
http://www.kinopoisk.ru/film/746001/Приятное трогательное инди кино из обоймы «подростки и рак» с киноманскими пасхальными яйцами. Триумфатор Сандэнса. 7/10

Отечественные фильмы года:



Левиафан
(Андрей Звягинцев)
http://www.kinopoisk.ru/film/705356/ Хороший сильный нужный фильм, но оказавшийся меньше того, что от него ожидалось (на волне скандалов и дискуссий). С одной стороны, "Левиафан" играет на поле социальной критики, но делает это довольно спокойно и не особо зубасто; с другой - претендует на высокую художественность и метафизику в понимании России, но относительно прост, прямолинеен и не дотягивает до настоящих глубин и широт. При этом в отечественном кино были многочисленные примеры как первого (особенно интересно сравнить с недавней "Долгой счастливой жизнью" Хлебникова, где история один в один), так и второго (от Тарковского до Хржановского). Более того, были работы, которые замечательно сочетали оба пласта - скажем, "Юрьев День" Серебренникова. И даже звягинцевская же "Елена" кажется более страшной, масштабной и притчевой. Но мое разочарование нисколько не отменяет того факта, что кино стоящее, а его травля была отвратительна. 7/10



Орлеан
(Андрей Прошкин)
http://www.afisha.ru/movie/221263/"Мастер и Маргарита" наших дней, сатиричная и черно-юморная фантасмагория под музыку The Tiger Lillies. (Смотреть будет интересней, если сразу считать несложную метафору истории нефтяного городка как России.) 7/10



Ангелы революции
(Алексей Федорченко)
http://www.afisha.ru/movie/219836/Самобытный, умный и богатый фильм о столкновении культур, становлении советской власти, авангарде и традиции, мифах и иллюзиях. Силен языком, образностью, символизмом. Отдельные эпизоды хороши и в отрыве от сюжетной канвы и могли бы стать отличными короткометражками (памятник Иуде, "реклама" дирижабля, "презентация" крематория, посвящение в ворошиловские стрелки, кино на дыме, и др.). Кино эстетское - смотрите, только если уверены в себе и своем интересе. 7/10



Метаморфозис
(Сергей Тарамаев, Любовь Львова)
http://www.kinopoisk.ru/film/839705/Новый фильм создателей "Зимнего пути" - одних из самых эстетских и своеобразных авторов России. Здесь опять в центре сюжетной канвы музыка (главный герой - пианист), а из "скандального" - отношения с 11-летней и якобы намеки на инцест. На деле фильм оказывается не про это, а много про что другое и большее. Красиво, хрупко, тонко, интересно, завораживающе. 7/10



Страна ОЗ
(Василий Сигарев)
http://www.afisha.ru/movie/220606/Новогодняя сатира от Василия Сигарева, вполне способная стать современной альтернативной классикой. Если вдруг вам покажется, что это действительно просто комедия, не обманывайтесь: Сигарев - один из самых жестких и критичных современных российских авторов. 8/10

Переоцененные фильмы года:

Марсианин / The Martian
(Ридли Скотт)
Мое фи: http://www.afisha.ru/personalpage/423724/review/668453/

Из машины / Ex Machina
(Алекс Гарленд)
Стильное и потенциально умное кино, которое могло бы дойти до глубин "Космической Одиссеи" в вопросе искусственного интеллекта, в итоге разочаровывает простотой и стандартностью решений.

Убийца / Nie yin niang
(Хоу Сяосянь)
Красота и азиатская атмосферность - это замечательно. Но сценарий хотелось бы видеть несколько более сложным, чем история конфликта любви и долга на фоне китайских феодальных распрей.

Врожденный порок / Inherent Vice
(Пол Томас Андерсон)
Совершенно аналогичным образом потрясающая по атмоферности и степени воссоздания духа 70-х картина тонет в мутных пучинах сценария, безуспешно пытающегося уложить роман Пинчона в киноформат.

Спасение
(Иван Вырыпаев)
Мое фи: http://www.afisha.ru/personalpage/423724/review/635420/

Конец тура, Госпожа Америка, Пока мы молоды и другие "хипстерские" / инди фавориты.
Да, они неплохие, милые, иногда даже умные. На них не жаль потраченного времени. Но все-таки чего-то принципиально нового/глубокого/красивого/занимательного/важного, чтобы считать их фильмами года, там нет.

Спасибо

З.Ы.
Киноитоги 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009

on films

Previous post Next post
Up