Curlew: Сакс в большом городе. (part III)

Feb 05, 2006 19:44

Curlew: Сакс в большом городе.
Часть третья (и последняя).

Paradise был первый альбом группы, выпущенный не в Нью-Йорке. Да, Картрайт, после 14 лет в Большом Яблоке, вернулся на юг, в Мемфис. И дело тут не в каких-либо творческих мотивах, просто у семейства Картрайтов появился малыш, а Джордж никогда не был богат (даже близко к этому) и они с женой посчитали, что жизнь в большом городе требует слишком больших расходов и решили уехать в провинцию. Картрайт очень переживал по этому поводу - он любил Нью-Йорк, привык к нему и уезжать ему было больно, но справедливо решил, что ребенок - это лучшее, что есть в жизни и, хоть позже часто скучал по большому городу, никогда о своем переезде не пожалел. Там же первым делом он записал свой второй сольный альбом Memphis Years, в котором хорошо проиллюстрировал изменение своего места проживания - в репертуаре оказалось очень много южных музыкальных традиций.
Естественно, так как Curlew это полностью проект Картрайта, он переехал вместе с ним. Надо думать, что на этом изменения не закончились. Из группы ушел Том Кора. Дальнейшая его жизнь хоть и не была столь длинной, но оказалась столь богатой, что он достоин отдельной статьи о нем, ибо поучаствовал во многих интересных проектах, поиграл со многими знаменитыми группами. Ну а Картрайт решил его заменить вторым гитаристом. Вот тут-то и появились Крис Кокрейн. Вторым знаковым приобретением в Curlew стал Сэм Беннетт. Для него это была отличная возможность поиграть со своим старым другом Дэйви Уильямсом. На самом деле Сэм Беннет - еще одна супер-звезда в очередном дрим-тиме группы - мало того, что он играл вместе с Томом Кора в супер-группе Nimal, так еще на его счету работа с Джоном Зорном, Отомо Йосихиде, Марком Рибо и многими другими! Таким образом, новый диск был записан составом в две гитары, барабаны, бас и саксофон, соответственно звучание оказалось достаточно предсказуемым - мощный прямолинейный и агрессивный плотный джаз-рок (хотя музыку Curlew НИКОГДА нельзя было назвать джаз-роком, да тут полно элементов из джаза и из рок-музыки, но они никогда не были похожи на обычную джаз-роковую группу в общем смысле этого слова). Но из музыки пропала магия, исчезло целое измерение, которое создавал Том Кора, да и в том, что осталось, Картрайт действовал не слишком усердно, хотя по большому счету это практически его второй неофициальный сольный альбом - подавляющее большинство композиций написано им (все, за исключением трех). Нет, иногда он, конечно, выдавал несколько тактов, от которых бросает в дрожь, но их действительно немного, зато вовсю блистает Дэйви Уильямс, он все так же горяч и сумасброден. Его стиль, сочетающий в себе спонтанную развязность и стройное тяготение к джазово-блюзовым корням просто уникален, слушать его на этом альбоме одно удовольствие, хотя и не единственное. Положа руку на сердце можно выделить в этом достаточно однообразном и монотонном джаз-роковом вареве весьма мощные и интересные глыбы. Например, первые два трека, или жужжащая гитарная зарисовка в Dream Of Rain, вроде тех, что делали парни из Кримзон со своими отстраненными гитарами. Но в целом это очень прямолинейный и сильно тяготеющий к обыденной музыке пусть мощный и сильный, но, все-таки, относительно скучный альбом. Тома Кора явно не хватает.
Той же структурой был записан и следующий альбом в 1998 году под названием Fabulous Drop, только вот поменялся барабанщик: Пиппина Барнетта сменил Кенни Уоллесон - очень востребованный в городе барабанщик. Он поучаствовал до этого в записи огромного количества альбомов, играл в качестве концертного музыканта у многих исполнителей, стилистика которых сильно варьировалась от авангардного джаза до панка. Он даже иногда подменял Джоуи Беррона из Зорновского проекта Massada. И, вроде бы, он не написал ни одной композиции для нового альбома, но так получилось, что звучит пластинка совершенно так, как та краткая характеристика, которую я дал Уоллесону. То есть музыка на альбоме представляет собой смесь авангардного фри-джаза и практически хулиганского панка, так называемого "ноу-вейва", к тому же все это должно очень сильно понравиться поклонникам самых авангардных изысканий господина Джона Зорна. Увы, я таким уж сильным поклонником такого рода музыки не оказался. Не скажу, что плоха она или хороша, не в моей компетенции делать такого рода суждения, но того восторга или хотя бы интереса, который вызывают у меня их более ранние пластинки он не вызвал. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что именно Fabulous Drop музыкально стоит гораздо ближе к тому, что они вытворяли раньше (особенно на Live In Berlin), чем предыдущий альбом, но, все-таки, это уже совершенно иная музыка. Менее внятная, более наглая, что ли, с кучей звуковых экспериментов, порой напоминающих вопли и скрежет. Впрочем, видимо дело в личностном моем восприятии, так как сам Картрайт гордится этой работой, хотя его высказывания можно тоже записать на субъективный счет. Однажды его спросили, каким комплиментом он гордится больше всего, на что Джордж ответил, что самый лестный отзыв однажды дал его сын, когда включил диск с Fabulous Drop, завалился на пол и довольно произнес "Это сделал мой отец".
Но, так или иначе, вновь могу повторить свою ремарку и к предыдущему альбому - есть определенная тоска по виолончели Тома Кора, которая теперь уже никогда не зазвучит в рамках проекта Curlew, равно как не зазвучит вообще нигде и никогда. В том же 1998 году Том в возрасте 44 лет умер от рака в больнице на юге Франции, где он жил со своей женой Кэтрин Жено и сыном Элиа Корра (да, настоящая фамилия Тома именно Корра, с двумя "р"). Месяц спустя после смерти Тома состоялся памятный концерт в его честь, в котором приняли участие и его жена, и Фред Фрит, и Джордж Картрайт, и Зина Паркинс, и многие другие его соратники по Knitting Factory и друзья. Это действительно печальное событие - не стало человека, который оставил неизгладимый след в рок-авангардной музыке, уникальный виолончелист, участник таких отличных коллективов, как Nimal, Curlew, Third Person, Skeleton Crew: По мотивам того концерта, состоявшегося, конечно, в Knitting Factory, в 2000-м году вышел диск, спродюсированный Джоном Зорном под названием "It's a Brand New Day - Live In Knitting Factory". Увы, отличная задумка отдать все вырученные от продажи диска деньги жене Тома не сработала - Knitting Factory Records был перепродан и никаких авторских поступлений Кэтрин не получила. Правда, через некоторое время Зорн выпустил еще одну трибьютную компиляцию "Hallelujah, Anyway - Remembering Tom Cora", на которой различные группы исполнили композиции, написанные Кора.
Ну а жизнь Curlew продолжилась, они вновь не остановились на достигнутом и вновь коренным образом сменили как состав, так и стилистику репертуара. Из "стариков" в группе остались только Дэйви Уильямс и сам Джордж Картрайт. Зато впервые в группе появляется пианист. Был, конечно, Хорвитц на Live In Berlin, но он не играл особой роли в звуке группы, по крайней мере если и играл, то совсем не так, как этот. Его звали Крис Паркер и он тоже последовал в Мемфис транзитом через Нью-Йорк, правда, там он очутился, прибыв из Арканзаса. Его можно назвать концертным или сессионным музыкантом - он помогал выступать на джазовых фестивалях Френку Лейси, Уоррену Смиту, Рою Кемпбеллу, Элвину Филдеру и другим. Бас-гитарист Фрэд Челенор известен прежде всего по своему участию в группе Хью Хоппера Hughscore и Уэйна Хорвитца The President. Новый барабанщик Брюс Голден (к слову, еще один выходец с Миссиссиппи) с Картрайтом знаком был достаточно давно - с 1976 года. Они с ним основали пару проектов - Ars Supernova (с Эваном Галлахером) и Fire Ant Music, ну и, кроме того, в его карьере есть совместные выступления с Дэйвом Брубеком, Марком Хауэллом и Юджином Шедбурном. Этим составом Curlew и записали один из самых джазовых (и самых для меня интересных в позднем творчестве группы) альбомов Meet The Curlews!.
Легко предположить, что стилистика и звучание группы изменились коренным образом. Вместо достаточно гаражных и агрессивных ударных Пиппина Барнетта (по которым быстро начинаешь скучать) получаем довольно разнообразную как в плане ритмических акцентов, так и в плане самого звучания (особенно это чувствуется в Lemon Bitter, где Брюс Голден лупцует во всякие перкуссионные штучки, некоторые из которых напоминают колокольчики для коров) манеру Голдена. Крис Паркер удачно пытается соединить в рамках одного альбома одновременно две стихии - экспрессию хардбоповых пианистов вроде Хорейса Силвера и МакКоя Тайнера (например, в Cold Ride - единственной композиции Паркера среди всего представленного материала) и легкую и размытую манеру солирования джазовых фортепианных импрессионистов в духе Джарретта (особенно отчетливо это слышно в обоих Late December), да и вообще весь альбом если бы вышел на ECM вряд ли бы кто-то сильно удивился, слишком близок дух пластинки тем работам, что выпускает Манфред Айхер. Картрайта здесь необычайно мало, да и, если не брать фортепианные куски с Late December Reprise, практически нет соло в привычном смысле этого слова - группа выглядит комплексно и гармонично и это очень здорово. Да и если хотел Картрайт удивить своих почитателей, то у него это явно получилось,
Хотя в данном случае мы имеем дело с весьма стандартным, тяготеющем к акустическому звучанию, джазом, которого, к тому моменту, записали и выпустили вагон и маленькую тележку, а Curlew известны, все-таки, не этим. Альбом совершенно лишен агрессии и безумной искорки. Впрочем, они успели исправиться, правда, для этого пришлось сменить гитариста. Нет, конечно, я не уверен, что именно уход Дэйви Уильямса сильно повлиял на репертуар коллектива, но так получилось, что Дин Гренрос явился одним из катализаторов группы и новый альбом Mercury, вышедший все там же, на Cuneiform, в сентябре 2003 года, выглядит совершенно в другом свете. Гренрос предстал на альбоме в иной блюзовой ипостаси, чем Уильямс. Если последний воспринимался как смесь южного "рут"-блюза и авангардной спонтанной гитарной музыки востока США, то первый тяготеет к блюз-роковым и ритм-н-блюзовым формам, периодически напоминая молодого Клэптона. На самом деле Дин удивительный полистиличный музыкант, с опытом более 30 лет. За это время чего он только не играл - от блюза и джаза до камерной и электронной музыки. Да и сам Mercury отличная иллюстрация того, насколько он оказался удачным приобретение для группы. Альбом получился привычным для Curlew мощным фьюжном, с изрядной взвесью фанка и фри-джазовыми соло.
В том же 2003 году Картрайт выпустил еще несколько релизов - совместный с GloryLand PonyCat (трио с Адамом Линцем и Альден Икеда, основанное в 1999 году) альбом "Black Ants Crawling", а также концертный альбом Curlew "Gussie". Вообще в последнее время Джордж Картрайт часто смешивает эти два своих проекта на одной сцене, хотя в большинстве своем последние концерты проходят под вывеской GloryLand PonyCat, но, надеюсь, и для почти 30-летней группы Curlew найдется место в расписании старого авангардиста. Кстати сказать, Картрайт заявил, что Дэйви Уильямс вскоре вернется в состав группы, при этом Дина Гренроса отпускать не собирается также!

© Alexey "Smarty" Petuhov, февраль 2006

new york downtown, rio, usa rio, usa, curlew, music

Previous post Next post
Up