Curlew: Сакс в большом городе.
Часть вторая (Картрайт записывает в Берлине и Нью-Йорке свои лучшие альбомы, но из города уезжает).
![](http://www.3ucho.art.pl/Obrazki/recka013.jpg)
На этот раз поменялся только басист. Вернее, группа выступала вообще без бас-гитариста. Место Фрита на сцене занял клавишник Уэйн Хорвиц, который и взял на себя бас-партии. Пластинку назвали Live In Berlin.
Вообще-то этот альбом Cuneiform выпускали в двух вариантах - в виде пластинки и в виде диска, разница между ними в том, что на CD добавлены еще четыре трека - блюз Feeling Good, композицию с будущего супер-альбома Bee под названием To The Summer In Our Hearts, запись с цюрихского фестиваля 86-го года Bringing In All Backbone и еще один трек - The Four Scars. Но основной материал, представленный на этом альбоме был исполнен и записан во время концерта в берлинском клубе Quasimodo в октябре 1986 года.
Практически все, кроме замечательной композиции Barking (I Want A Dog) можно услышать на предыдущем альбоме North America, но, уверяю вас, узнать его тут будет практически невозможно. Музыканты устроили настоящее авангардное месиво из того достаточно милого репертуара. Некоторые вещи сыграны в самом настоящем фри-джазовом формате. Например Ray начинается с быстрого обозначения темы Картрайтом (правда в более высоком регистре, чем записано в студии) и моментально превращается в импровизационный поток. Вообще, это скорее ближе к импровизационному жесткому джазовому авангарду, со всеми этими гармалодиками и спонтанным солированием, постоянно напоминающий о том, что Картрайт прошел отличную школу у самого Орнетта Коулмена. Конечно, слушать такой сложный материал неподготовленному слушателю будет невероятно сложно, даже если он с легкостью воспринимает оригинальный материал, записанный на North America. Картрайт и Кора буквально атакуют с помощью своих инструментов музыкальные просторы, порой инерционно выскакивая за пределы самой музыки. Неконтролируемый, сумасшедший вулкан эмоций, звуков. Отличный пример того, насколько различной может быть группа Curlew от альбома к альбому и прекрасное доказательство того, что эта группа в первую очередь строит свою музыку на самых современных и смелых принципах джазового мира.
Я несколько раз упоминал такой термин, как "золотой состав" группы, конечно под ним я подразумевал тот состав, который записал "золотой" диск, следующий в дискографии Curlew альбом под названием Bee, который по праву занимает одно из почетных мест не только в жизни этой группы, но и всего американского около-джазового авангарда 90-х. Альбом действительно потрясающий! Самый лучший, самый сбалансированный, самый эмоциональный альбом группы. Он с самого начала не дает опомниться - мощная, яростная March, которая носит также еще одно очень оригинальное название - Ornette Went To Miles' House And They Didn't Get Along - просто дух захватывает от звуковой атаки, в которой с первого раза сложно сориентироваться. Этот самый The March еще покажет себя в небольшой репризе в середине альбома, рисуясь своей силой и напористостью. Но, конечно, альбом этот интересен не только данным треком.
![](http://www.ljplus.ru/img/_/s/_smarty/curlew4.jpg)
После весьма откровенного, практически хулиганского спонтанного музицирования Уильямсона и чуть позже Картрайта в начале It Must Be A Sign, из четкого басового рифа и барабанного бита постепенно проявляется необыкновенной красоты и свежести немного статичная саксофонная тема, которую музыканты, не особо вдаваясь в безумство, и не сильно премудрствуя, отлично и внятно обыгрывают. Еще одним необыкновенным хитом является чудная вещица под названием To The Summer In Our Hearts с той самой моментально узнаваемой мелодикой так характерной для Curlew на этом альбоме и в меньшей степени на North America. Впрочем, эту композицию можно было услышать в дополнительных материалах к альбому Live In Berlin, правда тут, конечно, она в более доступном для понимания формате: от обыгрывания основной темы Картрайтом, пьеса переходит в продолжительное и предельно эмоциональное и горячее гитарное солирование Дэйви Уильямса, а затем возвращается вновь к своей основной мелодической фразе, на этот раз в исполнении Тома Кора, который подхватывает эстафету солирования, будто Curlew - это какое-то бибоповое комбо. Под конец присоединяется хриплый мечущийся саксофон Картрайта и все смолкает. И, если лиричность виолончели Кора тут только наметилась, на пик своей необыкновенной красоты она выходит на не менее очаровательной и печальной вещи Saint Dog. Хочется еще отметить очень яркую и напористую композицию Kissing Goodbye, где Кора местами напоминает манеру Кросса в концертных полуимпровизациях Кримзона Red-перода, а также уже ставшую привычкой помещать последним номером пластинки какую-либо чужую песню, желательно тяготеющую к блюзу. В этот раз выбрана достаточно грустная вещь Джека Брюса и Пита Брауна As You Said. Вообще, весь альбом, честно говоря, звучит весьма трогательно и даже очень грустно местами, даже учитывая мощные и яростные спонтанные такты, натыканные по всему альбому и несмотря на наличие достаточно веселой и смешной Rudders, судя по всему взятой со времен становления коллектива (по крайней мере в дебютный альбом, единственный альбом, который я не слышал у Curlew, входит композиция с таким названием), что лишний раз подчеркивает обыкновенную для Curlew эклектичность не только в отношении музыкальных стилей, но и относительно настроений. В итоге получился один из тех альбомов, которые приятно называть гениальными и гордиться.
Ах да, стоит упомянуть, что произошла очередная смена басиста - теперь в группе появилась девушка по имени Энн Рюпел (до этого игравшая в команде No Safety). Появилась относительно надолго и удачно - именно с ней записаны ключевые альбомы группы Bee и A Beautiful Western Saddle. Они не просто ключевые, но и, пожалуй, самые знаменитые, по крайней мере, именно о них больше всего ведутся разговоры, когда речь заходит о проекте Curlew. И, если первый часто упоминается с эпитетом "лучший диск группы", то второй чаще всего называется самым нехарактерным для этого коллектива и оба этих утверждения чертовски справедливы - A Beautiful Western Saddle на самом деле очень мало похож ни на то, что делали Curlew до этого альбома датированного 1993 годом, ни на то, что они делали после. Дело в том, что это песенный альбом, стихи к которому написал Пол Хэйнс, а все песни спела Эми Денио. В отличие от весьма жестких и авангардных предыдущих релизов группы, эта пластинка максимально доходчива, приятна на слух и сильно тяготеет к тому мягкому авант-року, который исполняли Slapp Happy. Сложно определить, хорошо все это или же не очень, но в любом случае представленный материал не просто доказывает, что музыканты Curlew не только умеют устраивать "какафоническую кашу, мало похожую на музыку", но и играть вполне внятно и стандартно, но и просто представляет интерес сам по себе - альбом действительно лиричен и красив, большая заслуга которого в голосе несравненной Эми Денио. Джордж Картрайт знаком с Полом Хейнсом очень давно, с 1981 года, когда написал ему музыку для какой-то видео-записи, демонстрирующей стихи Хейнса. К 1993 году Картрайт почувствовал по его словам, указанным в буклете к диску, "непреодолимую страсть работать с поэтом и певицей". Он тянулся сделать что-то новое, а музыка со стихами и песнями "выглядит так интелектуааааааально!", ну а выбор в пользу Пола был сделан осознанно - тот не был новичком в мире джазовой музыки. Более того, его часто называли "джазовым поэтом" - в 60-х он много крутился в Гринвич Вилледж, где познакомился с кучей джазового народу, а в начале 70-х писал либретто для двух работ Карлы Блей. Ну и 30-тилетняя Денио к тому времени уже заработала себе отличное имя, кстати, не только как певица. Несмотря на наличие у ней просто потрясающего голоса, она является также талантливым композитором и мультиинструменталистом. В качестве доказательства первого стоит послушать ее сольное творчество, а примеры ее саксофонных партий
![](http://www.ljplus.ru/img/_/s/_smarty/curlew5.jpg)
стоит искать в The Billy Tipton Memorial Saxophone Quartet, хотя еще она известна и как аккордеонистка. Но на A Beautiful Western Saddle она отличилась, конечно, как певица. Потрясающая а капелла в открывающем треке Let's Sit Right Down, наполненная какими-то южными блюзовыми мотивами; экспрессивная и наполненная узнаваемой скрытой агрессией Curlew, завуалированной в достаточно простые музыкальные формы (что, правда, не мешает иногда им показывать свое истинное лицо, на несколько тактов устраивая то тут, то там и не только в этом треке форменные безобразия) Such Credentials As Have Become Pseudonym; очень красивый практически европейский фолковый танец Poem For Gretchen Ruth исполненный в лучших традициях мягкой поп-музыки; All's Well That Ends - где под мрачные и гулкие удары барабанов ведут диалог Том Кора (голосом своей виолончели) и Эми Денио, после которой очень удачно на контрасте расположена весьма легкомысленная поп-песенка Peking Widow; звенящее и истеричное танго The Prince так чудесно напоминающее дух и букву безумного кабаре Slapp Happy; единственная композиция, написанная самой Денио What Is Free To A Good Home? по иронии судьбы самая сложная на альбоме - она состоит из нескольких частей, различающихся по размерности, обильно напичкана фри-джазовыми саксофонными соло, барабанными маршами и весьма сумасшедшая по настроению; Still Trying сначала также воспринимается как передышка между плотными по настроению пьесами, по крайней мере она действительно начинается как мейнстримовая джазовая баллада, но вскоре все меняется - Денио пробует фразу "to light the fire" петь на все лады, а после и вовсе вступает Том Кора с безумным виолончельным соло, это одна из любимых моих композиций с участием Эми, на ней она на самом деле демонстрирует весь эмоциональный спектр своего чудного голоса; весьма приличный стандартный джазовый блюз с обилием блюзовой слайд-гитары Уильямса Breakfast. Дальше приходит время для печальной виолончели, Том Кора и Эми Демио вновь делят лидерство в бесконечно прекрасной и безумно грустной Today (хит номер один альбома, кстати, по крайней мере я от него в восторге до сих пор) и, разделенной не менее удрученной, но скорее уже просто безумной и параноидальной Song Sung Long (также настоянной на блюзовых корнях), Human Weather Words. Чем-то они схожи. Трогательной грустью, бездной лиричности, легкой красотой. Но, если Today полностью отдана на растерзание чувств, то здесь уже к середине темп оживает и настроение моментально выправляется в сторону более оптимистического мировоззрения. Заканчивают альбом Now Can You Tell Me Or Can It Still Be Told, которую отличает не только длинное и сложное название, но и чередование весьма необычных (13/8 и 7/4) размерностей для поп-музыки и очень минималистичная (самая минималистичная в творчестве Curlew) Paint Me!, которая говорят, посвящена президенту США. Все это в целом (именно в целом, так как присутствие определенной эмоциональной, лирической и музыкальной концепции очевидно) дает нам весьма странный как для поп-музыки, так и для Curlew альбом. Этакая белая ворона - и больших коммерческих выгод не принесет, да и поклонники авангардного джаза, приученные на концертах группы к яростному фри-джазу нос воротить станут. Так нет же, рискнули и записали, да и не напрасно, если честно. Только вот воспринимать его стоит все-таки как альбом Эми Денио, а не как очередную пластинку Curlew, и тогда все будет в порядке.
На этом сотрудничество Картрайта и Хейнса не закончилось, но продолжилось уже в рамках сольного творчества Джорджа - на следующий год, в 1994 году, Картрайт записывает свой сольный альбом DOT, который вышел, как и практически все до этого на Cuneiform. Увы, я его даже не слышал, потому сказать о нем что-то не выйдет, единственное, что добавлю, так это то, что записать ему его помогли Энн Рюпел, которая там спела, Зина Паркинс, сыгравшая на органе и аккордеоне, пианистка Мира Мелфорд, барабанщик Сэмм Бенетт, а также появляется впервые в составе гитарист Крис Кокрейн (еще один известный нью-йоркский гитарист-импровизатор, основатель той же группы No Safety, где играла до этого Энн Рюпел, также на его счету членство в гейских авант-роковых группах, вроде Gay Nations и Suck Pretty, вроде бы он сам является геем, но достоверной информации, конечно же, нет). Да, пусть это не совсем состав Curlew, но первое появление на одной пластинке с Картрайтом и многими другими музыкантами Curlew произошло тут, ну а на номерном диске коллектива он дебютировал уже на следующий год, когда в 1995 году группа записала следующий альбом - Paradise.
© Alexey "Smarty" Petuhov, февраль 2006
...окончание следует.