Мэл Уолдрон
Имя Мэла Уолдрона знакомо почитателям джаза скорее в связи со стандартом «Soul Eyes», балладой, которую он записал вместе с Джоном Колтрейном. Часто его имя упоминается и в качестве аккомпаниатора таким воротилам джазовой музыки, как Билли Холлидей, Эбби Линкольн, Чарльз Мингус, Эрик Долфи, Букер Литтл, Макс Роуч, Чарльз Мингус, Кенни Баррелл, Арт Фармер, Стив Лэйси, Арчи Шепп, Дональд Берд, Джин Аммонс. Долгие годы работал Мэл и штатным пианистом лейбла Prestige Records в золотые того годы, когда там записывались многие джазовые революционеры и просто влиятельные музыканты. Уолдрона можно услышать на таких важных пластинках 50-х, как «Blues Roots» и «Pitecantropus Erectus» Чарльза Мингуса, «Lady in Satin» Билли Холидей, «Straight Ahead» Эбби Линкольн, «Erci Dolphi at the Five Spot» соответственно Эрика Долфи. Кроме того, именно Мэл Уолдрон записал сольную пластинку, которая стала первым номером (1001, если быть точным) каталога лейбла ECM. Называется она «Free at Last». Впрочем, нельзя сказать, что Уолдрон стал «домашним» музыкантом Манфреда Айхера. Даже в качестве руководителя собственных составов, он выпускался на большом количестве важных джазовых лейблов - Savoy, Impulse!, New Jazz/OJC, Enja и, конечно же, Prestige Records.
Его фортепьянная техника черпает источник вдохновения из кажущихся неуклюжими боповых аккордов Монка, любит он использовать повторяющиеся фразы в рамках какой-нибудь гармонической схемы, но при этом спокойно себя ощущает исполняя хоть фри-джаз. Когда он в 2002 году умер, Стив Войс написал в Independent «Уолдрон прожил свою жизнь, будучи на самом передовом участке джазового фронта, всегда стараясь идти в авангарде, но при этом всегда играя для себя, слабо обращая внимания на то, что от него хочет услышать его публика. Он был достаточно равнодушен к свингу и часто играл вообще без ритм-секции».
Год его рождения, в отличие от города (Нью-Йорк), частенько путается. Некоторые источники утверждают, что он родился в 1926 году, другие - что в 1925-м. Эту путаницу сам Уолдрон объясняет тем, что в свое время он провернул небольшую махинацию с армейской службой.
С восьми лет Мэл обучался на классического пианиста. Впрочем, как пишет о нем Майк Зверин, «будучи дитем своего города, Мэл доставлял жуткое беспокойство и получал частенько тумаки от своих преподавателей, пытаясь сыграть ‘собственные вариации сонат’. На него кричали ‘так нельзя делать! это против всех правил’. Когда же он вырос, то обнаружил, что в джазе как раз все наоборот, против правил - это играть что-нибудь одинаково два раза. И это понравилось ему значительно больше». Вскоре Мэл пересел ненадолго на альт-саксофон «Я профессионально играл на альте, но большой звездой не стал, а когда первый раз услышал, как играет Чарли Паркер, то решил вернуться обратно за фортепиано. Отнес альт в ближайший магазин. Я понял, что я все время оставался пианистом и был гораздо ближе в своей технике к Баду Пауэллу, чем к Чарли Паркеру».
В 1943 году Уолдрон попал в армию, где провел два года тренируясь стать кавалеристом. Служил он, правда, под Нью-Йорком и когда мог себе позволить, обязательно мотался в город и шел в джазовые клубы, вроде Minton’s Playhouse послушать, что там играют. После армии Уолдрон получил степень бакалавра по классу композиции. Дебютировал в качестве профессионального музыканта в 1950-м году, играя в составе одного комбо в Café Society в Нью-Йорке. По началу приходилось играть больше ритм-н-блюз, но душа тянулась к джазу. В 1954 году он на постоянной основе становится музыкантом состава Чарльза Мингуса. Это был его первый большой этап в длинной творческой карьере. Мэл играл в составе Jazz Composer’s Workshop и Jazz Workshop, в 1955 и 1956 годах попадал с ними на Ньюпортский Джазовый Фестиваль. В 1956 году у него была уже первая собственная группа, состоявшая из пяти человек, в числе которых были Джиджи Грайс и Идрис Сулейман. Затем, в 1956 году он получил работу сессионного пианиста на Prestige Records, где подзаработал внушительное количество деньжат, получив, заодно, опыт игры с Колтрейном, МакЛином, Херби Манном, а также подсел на наркотики. Проработал он там до 1959 года.
Еще одной важной страницей в биографии пианиста является сотрудничество с Билли Холидей, начавшееся в 1957 году, когда он стал ее аккомпаниатором. «Я не считаю, что тот период в ее жизни был какой-то трагедией. Она была очень веселой, шутила постоянно, находила во всем что-то интересное. Конечно, ее голос был уже не тот, но она ни капельки не унывала и умела пользоваться исключительно тем, что у нее осталось». После смерти Билли, он стал работать с Эбби Линкольн, не только сыграв для нее на альбоме 1961 года Straight Ahead, но и написав для него несколько композиций. Там, кстати, сыграли довольно внушительные парни Эрик Долфи и Коулман Хокинс.
В те годы зависимость от наркотиков просто убивала Уолдрона, но он все равно много писал, играл, записывался на различных исторически важных теперь пластинках, в число которых вошел и один из его сольных альбомов Quest 1961 года. Уолдрон старался не отставать от времени. В 1963 году он написал саундтрек к фильму Cool World. Этот саундтрек Чак Берг в своем эссе, вошедшем в “Oxford Companion to Jazz” назвал одним из первых «попыток расширить до максимума систему координат джазовой музыки».
В 1963 году Уолдрон свалился от избытка наркотиков и нервного перенапряжения. «В нашей стране все было ужасно, ужасно, ужасно», жаловался Уолдрон Зверину, «Полицейские могли запросто остановить любого возвращавшегося с концерта музыканта и устроить ему обыск, заставив выворачивать карманы. Меня все это убивало и однажды я чуть не умер от передозировки. Я с трудом мог вспомнить даже собственное имя. Руки мои дрожали. Я не мог играть. Чтобы встать на ноги, мне понадобилась шоковая терапия и спинномозговая пункция».
После этого, он вынужден был даже заново учить собственные композиции, внимательно вслушиваясь в пластинки, на которых он играл лично. Как пишет о том периоде Джон Фордэм в Guardian: «Удар был настолько силен, что он вынужден был заново учиться своей же технике, с трудом вообще играя что-то. Примерно в то же время, он стал тяготеть фри-джазу и полюбил более свободные импровизации и независимые аккордные последовательности». В 1964 году он написал музыку к фильму Марселя Карне «Три комнаты на Манхеттене». В тот же год переехал жить в Европу, сначала отправившись, естественно, в Париж, а потом, в 1967 году, поселившись в Мюнхене, где он написал музыку к «Сладкая любовь, горькая любовь» Херберта Дански. Кроме того, именно тогда же он открыл своей пластинкой «Free at Last» каталог лейбла ECM.
В 1970 году Уолдрон первый раз посетил Японию. Довольно быстро он стал там невероятно популярным, а в 1986 году написал саундтрек к картине Харуки Кадокава «Tokyo Blues». В 1995 году из под его пера вышла работа, созданная в память трагедии в Хиросиме и Нагасаки «White Road, Black Rain».
В 1986 году Уолдрон попал на кинопленку. Снимали его концерт. Фильм называется Mal Waldron and Friends: At the Village Vanguard. Жил в основном в Европе, кроме упомянутого лейбла ECM сотрудничал с еще одними немцами - из Enja. В Америку летать не любил, но не только потому, что страна ему не нравилась. Его больше всего выводили из себя правила на трансатлантических перелетах, где запрещали курить. Впрочем, иногда на родину он прилетал. Например, как это было в 80-х, когда он выступил с серией успешных концертов, в которых ему помог Вуди Шоу. «Музыка, что он играл, была наиболее минималистична из всего, что он когда-либо исполнял, соло его были построены исключительно за счет гипнотических микроскопических вариаций», писали о нем тогда.
Но, конечно, не только запрет на курение отталкивал Уолдрона от посещений собственной родины. Например, он частенько летал в ту же Англию, где записывался с баритон-саксофонистом Джоджом Хасламом, с которым в 1995 году он выпустил дуэтом пластинку Two New. В 1997 году о нем сняли документальный фильм Mal, где засняли как он играет, и расспрашивали о его длинной карьере музыканта. Умер Мэл Уолдрон в декабре 2002 года от рака. Это случилось в Брюсселе, куда он переселился еще в 90-х.
Click to view