В профиль: Dull Schicksal

Oct 01, 2009 18:57


Dull Schicksal


Весьма интересная голландская группа, название которой можно перевести примерно как «Унылая судьба», за долгие годы своего бесславного существования, прошла довольно длинный стилистический путь. На заре своего появления в Роттердаме, они пару лет играли достаточно форматную поп-музыку, после чего сдвинулись через нью-вейв в ноу-вейв, добавив туда чуточку фри-джазового безумия. В районе 1987 года, Dull Schicksal пошли по пути еще большего выхолаживания собственного звучания, достигнув совершенства гитарного нойза, и иногда исполняя что-то подобное тому, что делали Pere Ubu, только с более ироническим оттенком (что является для них если не обязательным характерным признаком, то уж нормой точно). Постепенно они перепробовали еще кучу звучаний, стилистик, настроений, форм и жанров.
Группа долгое время обитала в среде роттердамской джазбункер сцены, куда входили музыканты, обитавшие в клубе Jazzbunker и которые предпочитали тяжелые наркотики, авангардный джаз, панк, экспериментальную электронную музыку и то, что потом позже назовут построком. На гитаре у них играл Лукас Симонис, который вырос на любви к Throbbing Gristle, The Residents, Pere Ubu, Sonic Youth и прочем подобном. Кроме него, в оригинальный состав коллектива входили такие музыканты, как Ронни Крепель, Саскиа Линс, Эверт ван Аттен и Тео Ольстром. Впрочем, особой стабильностью состава группа никогда похвастаться не могла и уследить за всеми перемещениями музыкантов решительно невозможно, потому постараемся ограничиться лишь ключевыми фигурами.
Творчество группы в 80-х представлено исключительно кассетными лентами различной степени качества и доступности (и в поиске, и прослушивании). Самый ранний период, к примеру, проиллюстрирован коротенькой работой под названием Eva Braun 1985 года и чуть более развернутой Moeksysk 1986, где прекрасно слышны ранние устремления группы играть выхолощенный до ноу-вейва панк, с мощными фри-джазовыми саксофонными вставками и зашкаливающим до отметки The Residents уровнем абсурдности и музыкальной деконструкции. У группы, надо отметить, был свой собственный лейбл Golden Mercy, полностью независимый как от машины шоу-бизнеса, так и от известности, а первым альбомом формально считается компиляция The Boy Was Too Hot To Handle, состоящая из трех песен на стихи в духе Уильяма Берроуза.
Туда же можно отнести ужасно записанный мини-альбом This Side of Toilet Rug, где музыканты выдали один из наиболее «панковых» сетов того периода. Этот альбом записывали уже без ван Аттена и Ольстрома, вместо которых появились Керстин Шредер и Барт Вос. В том же 1986 году группа отправилась в свое первое турне за пределы Роттердама. Их попутчиками стал импровизационный коллектив Red Marut. Все это обернулось очередными изменениями в составе, а также записью работы Scrambled Eggs, которая так выпущена и не была, однако композиции, которые в нее вошли, можно услышать на различных сборниках Dull Schicksal, которые коллектив стал выпускать прямо с 1987 года.
В тот же год появился и релиз с новым материалом - Unrelaxed Behavior. Записан он был поприличней, и исполнен с большим достоинством, но, увы, больно уж он оказался коротким, чтобы сделать какие-то внятные выводы. Плюс ко всему, сложно даже определить настоящий состав, который эту работу и записал. Доподлинно известно, что только ван Шайк оставался бессменным участником Dull Schicksal, тогда как остальные менялись с головокружительной скоростью. Чаще всего, однако, в составе появлялись уже привычные имена - Крепель, Симонис, Вос, которые составили компанию ван Шайку в первом зарубежном турне коллектива в Германию, закончившемся тем, что в этот раз ван Шайк коллектив покидает, что на время, как это ни парадоксальным, остановило пертурбацию состава.
А вот работа 1989 года My Tree Has More Branches As Roots представляет собой уже несколько другой материал - более структурно колючий, едкий по звуку и балансирующий на нездоровом чувстве злого юмора по настроению и жонглированием жанрами и музыкальными стилистиками. Этот альбом стал последним в истории Golden Mercy. В том же году Dull Schicksal стали работать с балетной труппой, исполняя музыку, что написал Хенк Мейлен для спектакля Speaking Terms. Вообще, можно отметить, что в том году музыка группы стала постепенно отходить от традиций Гленна Бранки и Captain Beefheart и стала тянуться своими корнями одновременно к более джазовой музыке и европейским традициям современного авангарда, что было проиллюстрировано на небольшом альбоме Your Aunt In Her Cupboard.
В течении 90-х было выпущено как минимум 6 пластинок, о которых стоит говорить, ибо каждая из которых обладает собственными темами и точками отсчета. Концертная же активность группы была практически полностью связана с тем, что коллектив протянул руку дружбы к самым разными проявлениям современного искусства. Они играли в музеях во время выставок сюрреалистов, были аккомпаниаторами для авангардных балетных трупп, выступали на ретроспективе фильмов Энди Уорхолла, принимали гостей из чешской группы Pulnoç - продолжателей знаменитой андерграундной группы Plastic People of the Universe. Но вернемся, все же, к пластинкам.
They Saved Hitler's Brain (1991) - «Они спасли мозг Гитлера», записанный под впечатлением различных дешевых фильмов и вообще общего мифического аспекта занятия плохими вещами. Выход альбом ознаменовался небольшим скандалом и уходом из группы Рони Крепеля, вместо которого пришел Колин МакЛюр, известный по группам Red Ballune, Black Sheep и Random Bob. Уже вместе с ним, а также с бывшим художником и скульптором Виктором Шнитцхевелем, избравшим путь простого гитариста, музыканты отправились во второе зарубежное турне - на этот раз в Швейцарию и Германию. Кроме того, был выпущен сборник, который состоял в основном из композиций альбома They Saved Hitler's Brain и некоторых переделанных вещей более раннего периода.
Neem Die Pijp Uit Je Muil Jij Hond (1992) был записан расширенным составом и оказался более хардкор-джазовым по своему звучанию и характеру. Причем и звук и стилистика хоть и остались узнаваемыми, но претерпели весьма значительное изменение. Стало гораздо больше меди, но при этом таких мест, где коллектив сваливается в хаотичный авант-джазовый угар, не так уж и много. Порой творчество напоминает представителей радикального крыла нью-йоркского даунтауна, чем голландских выходцев из панка и индастриала. Рваные ритмы, угловатые гитары, визжащие трубы, саркастические голоса и полное отсутствие порядка и закономерности, при условной самостоятельности и внятности некоторых музыкальных эпизодов в отрыве от контекста всей пластинки. Считается одним из лучших альбомов коллектива, а многие признают его пиком творчества Dull Schicksal вообще.
Этот расширенный состав и явное тяготение к авангардным джазовым источникам, коллектив пропагандировал где-то четыре года. Кроме того, в то время парни стали работать над написанием и записью саундтреков к различным авангардным фильмам и короткометражкам. В основном заказчиками выступали местные, не очень известные молодые режиссеры. Тогда же в группу влились и три певицы (в том числе и шведка Миа Андресен) и альбом Dikke Mannen 1993 года был практически полностью спет женским вокалом. Альбом, кстати, посвящен красоте страданий, если кому интересно. Пластинка также является весьма важной в истории группы и те, кто не признал Neem Die Pijp Uit Je Muil Jij Hond в качестве лучшего, называют самой любимой обычно ее. Невероятно шикарная штука, на самом деле. 57-секундный ремейк 4’33 Джона Кейджа, завершение альбома сумбурной композицией Intro, куча веселых и лихих песенок - что может быть лучше?
В то время для группы начались бесконечные выступления на самых различных фестивалях, в основном независимого, андерграундного, авангардного толка. Хотя были и более мирные, но тоже, не очень известные, места, где коллективу довелось вызывать недоумение у слушателей своей несколько чудаковатой, а-то и пугающей музыкой. В 1994-м году группа вообще очень много гастролировала и была на пике активной концертной деятельности. Ездили они не только по родным местам, но и посещали европейские страны - Германия, Швейцария, Франция. Ближе к концу года был выпущен концертный альбом Herfstblad'ren, ставший своего рода ответом группы Dull Schicksal панк-року и является прямо-таки продолжением идей ноу-вейва, хотя и записан он неважно.
Dull's Dullest Vol II (1995) - это второй известный сборник группы. Этакая безумная смесь старых песен, которые до этого никогда не были нигде выпущены, некоторых странных импровизаций для радио, фильмов, рекламных джинглов и нескольких концертных выступлений из Италии, Словении, Венгрии, Австрии, Чехии, записей которых к тому времени накопилось в невероятном количестве и складывать их было уже некуда. Большинство песен вновь спето шведской вокалисткой группы Мией Андресон.
И, наконец, последняя работа группы - Ambush (1996). Когда записывали эту пластинку, музыканты уже решили, что группу распустят, поэтому, под конец, записали вместо обычного альбома одну длинную вещь, состоящую из 3-х различных частей, которые, в принципе, независимы сами по себе, хотя и побиты к чертям собачим на короткие кусочки. Первая часть несет в себе отпечаток деконструкции и паранойи, поэтому является на альбоме самой важной частью. Примерно в то же время, кто-то из состава выпустил таинственную кассету The Rosebud Mystery, по музыке явно напоминавшую творчество самой группы. Ее тоже приняли тепло и, что называется, с пониманием.
Итак, в 1997 году, после большого и интересного турне Dull Schicksal распались. Группа посетила США, исколесила пол-Европы, выступила даже с легендарной бельгийской группой Fukkeduk в Генте, с которыми они сделали несколько театральных постановок. Но, после этого, о группе Dull Schicksal перестали поступать новости. Впрочем, группа в небытие не канула. Уже в последние пару лет существования группы, многие музыканты принимали участие в творчестве других проектов, создавали сольные пластинки, поэтому наследие группы не растворилось, а живет теперь во всех музыкальных океанах мира.

avant-punk, avant-rock, dull schicksal, dutch

Previous post Next post
Up