Marc Ribot - «Exercises in Futility» (2008, Tzadik)
Еще одна неоднозначная пластинка этого года. Но неоднозначность ее определяется тем, что, с одной стороны, это однозначный шедевр для гитаристов-музыкантов, а с другой - простому человеку, скажем, с джазовыми пристрастиями, она встанет как рыбья кость поперек горла (не даром New York Times как-то обозвали Рибо «миссионером музыкального страдания»). Дело в том, что это не просто альбом - это
сборник наработок для сольной гитары, в которой Рибо демонстрирует, что можно делать с обычной гитарой. Однако, хочется предупредить сразу, тем, для кого пиком гитарной техники является, скажем, Стиви Вай и подойдут к прослушиванию альбома с этой позиции, вряд ли достигнут какого-либо понимания работы. Просто Марк Рибо - это уникальнейший гитарист. Один из самых уникальных (и, при этом, универсальных) в мире на сегодня. Поэтому и словарь его гитарных приемов у него уникальный, его собственный, который, все же, замечательно рассматривается и как целостная пластинка. А там уж воспринимать его или нет - дело отдельно взятого слушателя. Скорее всего, при всей своей значительности, альбом пройдет (уже проходит) практически незамеченным. Слушатели выставляют весьма низкие рейтинги, мало кто их рецензентов рискует вестись на вступительную записку издания о «еретически новой музыке», да и сам Рибо неспроста называет пластинку «Бесплодными попытками» и в интервью AllAboutJazz говорит о том, что это своего рода 'Хреново темперированная гитара' (по аналогии с основополагающей работой Баха в клавишных инструментах). Опять же, многое кроется в посвящении этой пластинки гитаристу группы Voidoids Роберту Куинну: музыка, как ничто, как пустота, как бессмысленность, которая и рождает определенное значение. Особенно хорошо это проиллюстрировано в заключительной пьесе пластинки The Joy of Repetition, где Рибо показывает, как можно импровизировать представленными выше «паттернами», формами, приемами, настроениями. Что ж, Рибо показывает свой собственный гитарный минимализм. Остается верным самому себе. Проделывает работу, которая просто не может как по маслу проскочить через ухо слушателя любого уровня подготовки. Это несколько другая музыка. А уж любить ее или не любить - вопрос совершенно не интересный в данном ракурсе.