В рамках "шведской серии" будет перевод официальной версии истории группы Kaipa с их сайта. Я к этой группе весьма спокойно отношусь, но явление на шведской прог-сцене это действительно знаковое. История местами очень пафосная, даже до смешного, но детали весьма подробные, поклонникам будет интересно, наверное...
Kaipa
Настоящая история с широко известными фактами и фрагментами, найденными в лабиринтах забвения.
Глава 1: Начало.
Клавишник Ханс Лундин познакомился с басистом Томасом Эрикссоном в конце 60-х, когда тот присоединился к группе Ханса St. Michael Sect (позже переименованную в San Michael's). Та группа выпустила одноименный альбом в 1971 году. Еще один альбом был записан в 1972 году, но так и не был выпущен. Записи проходили в студии ULAB в городе Упсала, где им помогал записываться звукорежиссер Лиф Мазес. Развалился тот коллектив в январе 1973 года. Ханс и Томас продолжили работать вместе в качестве аккомпаниаторов для разных музыкантов - Эмили Форд, Умберто Маркато и Харпо.
Глава 2: Ura Kaipa
После распада группы, Ханс продолжил писать песни. К 1973 году ему надоело быть помощником других музыкантов и он решил попробовать поиграть собственные песни в собственной группе. Чтобы ее сколотить, он позвал Томаса и они стали собирать музыкантов. Вскоре к ним присоединился барабанщик Томас Сьоберг и они стали репетировать в качестве трио. Музыка, что они играли, была до некоторой степени уникальной. Чуточку попа, рока, классической музыки и шведских фолковых мелодий. Позже люди стали называть их музыку прогрессивным роком. Имя они себе избрали Ura Kaipa, которое придумал им их друг Мартин Андер. Означало оно вожака племени каменного века и пришло из книги Вернера фон Хайденстама.
Свой звук группа построила вокруг клавишных, особенно уделяя отдельное внимание таким их разновидностям, как Hammond, Wurlitzer и синтезатор Davoli. Томас играл на Рикенбакере, уникальным явлением среди бас-гитар, в то время в Швеции еще не особо известном. Пели на шведском, чтобы точнее передать свои мысли слушателям. На мировую арену коллектив не засматривался.
Весной 1974 года группа отыграла два неофициальных концерта в местных тюрьмах. К сожалению, барабанщик Томас Сьоберг заболел раком и не смог принимать участия в дальнейшей жизни группы. Его заменил Ингемар Бергман. Вместе с новым музыкантом, группа продолжила репетиции нового материала и записала несколько демонстрационных лент. Некоторое время спустя музыканты поняли, что формат трио слишком ограничивает их композиционные задумки и они решили найти себе гитариста. Первым человеком, кого они попробовали в этом амплуа, был Роджер Нодлунд - друг Ингемара Бергмана. Он был чудесным гитаристом, но, в общий звук группы он так вписаться и не смог. Так, в группу взяли прошедшего прослушивание молодого семнадцатилетнего гитариста Ройне Столта. Его тоже привел Ингемар, который познакомился с ним незадолго до этого. Ройне сразу поразила усердность группы - ребята репетировали целыми днями напролет. Так что сам Ройне еще раздумывал, стоит ему присоединяться или нет.
Глава 3: Kaipa
Летом 1974 года группа укоротила свое название до Kaipa. Музыка и стихи приносил в основном Ханс Лундин, который пел вместе Томасом и Ингемаром. Группа каждый день записывала свои репетиции на четырехдорожечный кассетный магнитофон. Несмотря на то, что Ханс был в плане творчества главным в группе, фронтменом он не являлся. Kaipa всегда были в первую очередь коллективом, где свобода предоставлялась каждому члену группы.
Ранние песни группы были основаны не совсем на традиционной схеме: после фольклорного или классического вступления, песня вставала на джазовые рельсы, а под конец набирала симфонической торжественности, возвращаясь в русло классической музыки.
Первое выступление группы прошло в качестве трио. Это случилось в июне 1974 года на фестивале под открытым небом в Норталье, а в августе они официально пригласили Ройне присоединиться к группе. Теперь то они заполучили возможность пристроить его стиль в процесс дальнейшей эволюции коллектива. Новый состав дебютировал на фестивале в Стокгольме в том же месяце.
Группа выступала прилично и заслужено получила восторженные отклики слушателей. Коллектив избегал различной театрализации собственных выступлений, предпочитая концентрироваться на качестве самой музыки. Иногда они, впрочем, вставляли в свои длительные импровизации элементы цирковой музыки или делали попурри из рок-н-рольных композиций.
21 октября 1974 года состоялось первое радио-выступление группы. Они попали на передачу Кристера Эклунда «Tonkraft» на шведском национальном радио. Эта передача была посвящена местной и международной сцене прогрессивного рока. В одной передаче можно было услышать какую-нибудь местную рок-звезду и, скажем, Jethro Tull. Из-за этого музыканты группы Kaipa очень нервничали и отыграли бледно, однако, то выступление стало для них настоящим прорывом к признанию по всей стране.
Группа продолжала усердно репетировать, в попытке усовершенствовать виртуозность и окончательно сплотить коллектив. Ройне Столт стал приносить мелодии и группа на их основе создавала длинные композиции, более чем по 10 минут длительностью.
Глава 4: Первый альбом.
Страстно желая записать собственные сочинения и достичь более широкого признания, группа стала искать контракта со звукозаписывающими лейблами. В конце концов, они послали демонстрационную кассету на главные лейблы страны, специализировавшиеся на прогрессивном роке - MNW и Silence, откуда получили отрицательный ответ, Одна из кассет была отослана старому другу группы Лейфу Мазесу, который теперь работал на Marcus Music Studios. Лейф показал кассету владельцу лейбла Маркусу Остердалю. Услышанное тому сильно понравилось и он тут же отдал распоряжение допустить группу к профессиональному оборудованию. 3, 5 и 6 февраля 1975 года прошли первые сессии, в течении которых были записаны первые композиции группы - «Pa Fard», «Karavan», «Fran det ena till det andra» и «Skogspromenad». Последняя вещь позже вошла на дебютный альбом.
Маркус Остердаль водил дружбу с Карлом-Эриком Хьельмом с лейбла Electra, шведской компании, которая занималась дистрибьюцией каталогов Decca, RCA и Philips по стране и показал ему кассету. Очарованный музыкой, Хьельм попросил коллектив записать для него альбом, предпочитая подождать и посмотреть, что получится, прежде чем предлагать им официальный контракт. В конце концов Decca подписала Kaipa и выпустила их первый альбом.
Пластинка была записана за девять дней в июле 1975 года на Marcus Music Studios в Стокгольме. Макрус собственно лично руководил процессом записи. Затем группа выбрала одиннадцать полюбившихся композиций из примерно двадцати. Оставили только наиболее сложные, симфонические вещи, которые должны были проиллюстрировать таланты группы. Недостаток места на альбоме, к сожалению, привел к тому, что три песни не были включены в финальный состав. Ингемар, Ройне и Томас не хотели сначала включать «Skogspromenad», так как считали ее довольно простецкой, мол, не передавала она основного направления группы, но Маркус настоял на том, что она может стать лучшей на альбоме, так что в последний момент ее включили. Так и оказалось, песня стала самой популярной в радио-эфирах среди всех песен группы, да и на концертах ее частенько исполняли по просьбе поклонников. Ханс играл на большом количестве клавишных инструментов - Hammond, Fender Rhodes, синтезаторы, кроме того, он еще и пел. Коллектив сам спродюсировал запись, не имея за плечами какого-либо студийного опыта. Порой у них не получалось воспроизвести собственное уникальное звучание, особенно, когда это касалось наиболее сложных мест, где они явно выглядели не так выгодно, как это получалось у них на концерте.
Так или иначе, дебютный альбом появился, и группа была в целом довольна результатом. На обложку был помещен рисунок Ройне, отображавший «астрального путешественника, свободно парящего над храмами в джунглях».
Летом 1975 года Kapia выступила на нескольких фестивалях и пустилась в небольшое турне осенью, во время которого они несколько раз снова появлялись с выступлениями на радио.
В продаже пластинка появилась в декабре 1975 года и ее ждал успех у критиков и слушателей. Продажи значительно превысили 5000 копий и приблизились к отметке в 10000, что было немыслимо для прог-альбома, сделанного по сути своими руками, особенно если учитывать, что этот релиз был ограничен только скандинавскими странами. У группы появилось множество поклонников, покоренных их изящным музицированием и мелодическим даром, работавшем на стыке величественных традиционных религиозных народных тем с мощью рок-музыки. Успех группы целиком зиждился на искусности их музыки и усиливался поэтическим праздником сил любви и красоты природы. Что интересно, тематика их песен сильно контрастировала с политическим акцентом, бывшим очень популярным в текстах шведских рок-групп того времени.
Во всех отношениях группа Kaipa могла по полному праву называться одним из главных явлений скандинавского прогрессивного рока. Музыка их была прекрасной и сложной, богатой на аранжировки и подчиненной стремлению к самосовершенствованию. Этот альбом был сравним с лучшими достижениями англо-саксонской музыкальной промышленности, но исполненным в успешном использовании шведского народного материала.
...продолжение следует