История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Fläsket Brinner
![](http://www.progg.se/artumb/14.jpg)
Fläsket Brinner - еще одна безнаказанно позабытая в свое время группа, вернувшаяся из небытия в новом тысячелетии, как граф Дракула, чтобы напомнить всем о себе и о той чудесной музыке, что он творили. Вернулись они относительно недавно, в 2003 году Mellotronen Records выпустили компиляцию их концертных записей, да и сами музыканты с тех пор частенько выступают живьем, правда, не всегда выступая в классическом составе.
Вообще, из всех психоделическо/прогрессивно/джазовых команд, причем не только шведских, Flasket Brinner отличаются в первую очередь тем, что это по сути своей именно концертная группа. Да, остальные группы подобного толка так же любили поиграть на концертах, но мало кто может похвастаться тем, что дебютный их альбом по сути был выпущен по мотивам концертных выступлений, да и второй альбом лишь на половину состоит из студийных записей. Учитывая, что больше они ничего и не выпустили, а, как уже упомянуто, реюньон начался с 4-х дисковой компиляции именно «живых» выступлений, это говорит о многом.
В этом свете нет ничего удивительного в том, что сама группа появилась, можно сказать, буквально на концерте. Жила была одна стокгольмская группа под названием Atlantic Ocean, где играли местные студенты и, в течении 1970-го года основательно меняли состав, стилистику и название. Все началось с состава, а, точнее, с органиста и флейтиста Стена Бергмана, который, по сути и был инициатором и руководителем деятельности этой группы в указанный год. По крайней мере именно он производил набор музыкантов и именно у него дома происходили прослушивания, закончившиеся приблизительно к маю, когда был выбран барабанщик. Им стал Эрик Дальбёрг, в прошлом джазовый исполнитель. Кстати, этот факт, а также присутствие в коллективе еще одного музыканта с джазовым прошлым - саксофониста Гуннара Бергстена и определило по сути общее направление музыки нового состава. Остальные члены тогда еще Atlantic Ocean - гитарист Бенгт Далин, басист Пер Брюн и уже упомянутый Стен Бергман всю свою жизнь до этого только и занимались тем, что играли поп-музыку. Впрочем, Дальбёк и Бергстен так же не чурались танцевальных ангажементов, но имели за плечами, все-таки, более серьезный багаж.
Первые концерты группа проводила в ресторане "Маленький Копенгаген", находившегося, впрочем, в Стокгольме и выпали они на раннее лето 1970 года. В июле некоторые музыканты разъехались по каникулам и группа продолжала поиск собственного музыкального лица при помощи привлечения ныне очень известного в Германии фри-джазового барабанщика Свена-Аке Йохансона. По окончанию же каникул был дан концерт аж в зале Музея Современного Искусства. После такого серьезного акта, музыканты обратили внимание на то, что нынешнее состояние группы буквально обязывает их сменить название и стали ломать копья, каждый предлагая собственные варианты. Как показала история, победил вариант Эрик Дальбёка, который предложил Fläsket Brinner, что означает «жареная свинина». Это название он услышал на одном радио-концерте. Там была какая-то шутка на тему толстого ведущего, не суть важно, главное, что именно это имя музыканты вывели огромными буквами на корпусе своего гастрольного автобуса, на котором и покатились к успеху.
Успех подстерегал их 26 октября того же года, когда состоялось первое в их истории радио выступление. В декабре была произведена титаническая работа по сведению в единую работу результатов концертных выступлений, что привело к выпуску весной 1971 года первой пластинки группы на Silence - Fläsket Brinner. Кроме своей безудержной полистиличности, работа еще также интересна присутствием на ней клавишника Бо Ханнсона, который частенько играл с группой в то время, потому и попал на первый альбом.
В апреле 1971 года музыкантов вместе с представителями таких групп, как Life и November пригласили выступить в передаче шведского телевидения, что они с радостью и сделали. Весь тот год музыканты провели в гастролях, выпустив в декабре приличия ради сингл Wild Thing, но уже без Ханнсона, которому к тому времени с Fläsket Brinner играть, видимо, надоело. Правда, коллектив к тому времени усилился гитаристом Майклом Рамелем, с которым в январе 1972 и была начата запись второго альбома.
Как показало время, Рамель в группе не задержался и ушел уже на следующий год, равно как и Дальбёк. Впрочем, выход альбома Fläsket он застал. Пластинка вышла сдвоенной. Студийную часть дополняло концертное выступление, записанное по мотивам игры коллектива на фестивале под открытым воздухом Örebro. Ушедших Рамеля и Дальбёка были призваны заменить Боссе Скоглуд и Кенни Хакансон. Обновленный состав выступал примерно год, однако ничего не записал и в конце концов сменил название на Älgarna-bandet, подключив к составу Себастьяна Оберга и Яна Тернальда из Älgarnas Trädgård.
Так, постепенно, звезда группы покатилась к своему закату. В 1975 году были даны какие-то знаковые для средств массовой информации выступления, но стало очевидно - музыканты решили разбрестись по другим группам для того, чтобы почти тридцать лет спустя вновь вернуться на сцену, подстегиваемые интересом к прогрессивному року в стране.
Алексей "Smarty" Петухов, январь 2008
По мотивам сайтов progg.se и www.flasketbrinner.com