Brainticket
История группы Brainticket весьма запутанна, противоречива и не очень хорошо, признаться, задокументирована. Даже факт географической принадлежности коллектива идеален для споров. Да, формально группа швейцарская, однако долгое время играла в Италии и Германии, в состав ее входили представители самых разных стран, стилистикой коллектива на ранней стадии творчества принято считать немецкий краут, а лидером ее был вообще бельгийский клавишник Джоэль Вандругенбрёк, который собственно и был одним из главных инициаторов того, чтобы группа появилась на свет.
Начало истории Brainticket можно отследить примерно с года 1968-го от группы Dee Dee, Barry and The Movements, где играл не только уже упомянутый Вандругенбрёк, но также и гитарист Рон Брайер вместе с барабанщиком Вольфганом Паапом. Играли они тогда довольно типичную для того времени слащавенькую поп-джазовую музыку вообще не похожую на то, что они будут делать в Brainticket.
Непосредственно сама история коллектива началась на юге Германии, когда упомянутая троица при помощи нескольких сочувствующих музыкантов стала обитать на краут-роковой сцене. Интернациональный состав для того времени не был чем-то экстраординарным, равно как и различные музыкальные вкусы каждого из участников группы. Впрочем, ничего удивительного нет и в том, что результатом смешения всех доступных музыкальных структур стала именно психоделия. По крайней мере дебютная пластинка Cottonwoodhill, появившаяся в 1971 году, звучит именно в указанном ключе.
Работа пользовалась заслуженным уважением, а коллектив - авторитетом, что, впрочем, не мешало группе практически полностью развалиться, что привело к новому составу и даже передислокации в Италию, где уже велась работа над вторым альбомом - Psychonaut, который появился в 1972 году и оказался более полистиличным по своей природе и вмещающим на своих жанровых полках и арт-роковые веяния, сильно переплетенными с фольклорной музыкой. Впрочем, этим альбомом тоже восхищались и восхищаются до сих пор, отмечая необыкновенный сюрреалистичный женский голос вокалистки и, как уже было отмечено, полное отсутствие какой-либо стилистической привязанности.
Прошло еще немного времени, группа уверенно вросла уже в итальянскую музыкальную культуру, развалившись тем временем до трио. Вместе с Джоэлем Вандругенбрёком в группе творили талантливый итальянский перкуссионист Барни Пальм и американский мультиинструменталист Кароль Мюриэль, умевший также прилично петь. Новый состав записал в 1974 году новый альбом Celestial Ocean, предоставивший новое музыкальное видение субъективной реальности в собственных галлюцинациях. В основе альбома лежала концепция египетской мифологии, а в отношении звука группа оказалась на пути к электронной музыке, тщательно избавляясь от рок-инструментария. Кроме того, стоит отметить и появление этнических инструментов, в особенности, естественно, индийского происхождения. Пластинка оказалась достаточно тяжеловесной по форме, заполнив каждую сторону диска целой сюитой. Впрочем, и в этот раз музыканты добились похвалы от критиков и слушателей, многие из которых до сих пор считают Celestial Ocean до некоторой степени влиятельной пластинкой, ставшей опорой для некоторых работ в жанре спейс-рока 80-х и 90-х. Остальных такая смена направления явно отпугнула.
Прежде, чем о группе услышали в следующий раз прошло более 6 лет. В 1980 году Вандругенбрёк вновь собрал новый состав, правда в этот раз более студийно-ориентированный. Новый Brainticket записал два альбома - Adventure в 1980-м и Voyage в 1982-м. Насчет состава. Нельзя сказать, что он был в корне новым. К Пальму и Вандругенбёку присоединились клавишники Ганс Дейссенрот и Вильхельм Зеефельд. Общее у этих альбомов также то, что каждый из них - это две композиции длинной в сторону диска, на которых группа представила все, что нашла во время инструментальных поисках в различных музыкальных спектрах, от джаза до этнической музыки. Из состава можно также догадаться, что в этот раз звучание группы сильно сместилось в сторону использования синтезированной музыки. Особенно это касается Adventure, где музыканты выдавали порой действительно экспериментальные наработки электронной музыкальной техники. Что касается Voyage, то он был исполнен в более фьюжновом ключе. То есть, практически никаких связей с рок-музыкой уже не оставалось.
На этом музыканты решили остановиться, впрочем, кому интересно творчество лидера Brainticket Джоэля Вандругенбрёка стоит повнимательней изучить его дискографию, благо она пестрит бесконечными сотрудничествами с другими музыкантами, а также различными сольными проектами. Мало ли, может откроете для себя что либо интересное.
Алексей "Smarty" Петухов, январь 2008