Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Algarnas Tradgard

Jan 15, 2008 16:58


Всячески иллюстрированная история шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Algarnas Tradgard


Чудесный коллектив Algarnas Tradgard вряд ли можно назвать основоположникам музыкального направления, волнорезами стиля, первопроходцами совершенно новых дорог или первооткрывателями новых горизонтов и неведомых планет. Если разобрать по частям и пристально рассмотреть то, что творили эти суровые и безумные, чего уж там скрывать, шведские парни, то мы вряд ли обнаружим что-то новое, тем более для конца 60-х. Вот изрядный кусок самой густой психоделии из самого наркоманского ада, вот прикрученная ржавой проволокой какая-то странная вещица, сильно напоминающая по очертаниям рок, даже тот факт, что все это было погружено в фольклорную музыку не вызывает особого культурологического шока. Но, если взять все вместе, то получается, что Algarnas Tradgard играли чудесную, магическую, очень вязкую музыку, однажды попав в которую, найти выход очень и очень сложно. И пусть они не были какими-либо музыкальными революционерами, но мир психоделии и прогрессива без них был бы гораздо хуже. А уж про шведское движение «progg» и говорить нечего, Algarnas Tradgard были завсегдатаями практически всех главных событий, проходивших в этой тусовке и играли в ней не последнюю роль.
Начиналось все практически в шутку. Куча парней родом из Вастра Флорунда, что под Готенбургом, примерно с 1968 года собирались вместе и развлекались как могли. Естественно, среди их увлечений была и музыка, правда, надо отметить, самого разного характера: средневековые хоралы, классические композиторы (в особенности Оливье Мессиан), психоделия всех видов от Captain Beefheart до Pink Floyd, прогрессив King Crimson, акустические изыски Third Ear Band, минимализм Терри Райли. Этот момент очень важен с позиции общей творческой истории коллектива, так как каждый элемент из этого богатого стилистическим спектром списка музыканты вплавили в одну общую структуру музыки в будущем.
Рассказывает Дан Сёдерквист: «Иногда мы играли нашу 'дагга-дан'-музыку в сумасшедших ритмах на акустической гитаре и истерически хихикали. Иногда просто сидели и слушали, как звуки распространяются в пространстве... Мы экспериментировали со странным звучанием, искали, как можно воспроизвести нестандартные звуки на подручных инструментах. Потом до нас добрался один из первых в Швеции модулей Муга и мы стали смешивать его звучание со звуком средневековых инструментов, усложняя все различными звуковыми эффектами и фрагментами из Баха и The Beatles. Царила полная импровизация, в которой и появился первый альбом».
Именно так, в поиске и восторге от собственных экспериментов родилась легендарная пластинка, название которой запомнить практически нереально. Появилась она в 1972 году, на Silence, и называется Framtiden Ar Ett Svavande Skepp, Forankrat I Forntiden. Саму группу тогда же и назвали Algarnas Tradgard, что в переводе означает «лосиный сад».
Альбом к нашему времени уже неоднократно успел стать легендарным. Особенно среди поклонников психоделической музыки. Специалисты ставят эту дебютную работу шведских мастеров потустороннего камлания на один уровень с лучшими достижениями британских укуренных алхимиков, строгих и репитативных немецких краут-рокеров и загнивающих в своем буржуазном андерграунде американских сумасшедших музыкантов. Пожалуй, главная заслуга коллектива здесь заключается в том, что они умудрились свести воедино музыку очень давних лет с музыкой космического будущего и при этом не разорвать единую сущность материала, который воспринимается как самый настоящий концептуальный альбом, незаметно появляясь из небытия, набирая обороты и устраивая самый настоящий шаманский трип в реальности, явно недоступные обычному состоянию человека. Может быть пугающий, нависающий неотвратимой скалой над человеческим бытием, может быть удивительный, как сюрреалистическая картина, каждый раз по разному. Но все это внутреннее состояние слушателя, внешняя же (инструментальная) оболочка сама по себе дает повод для разговора. Дело в том, что на ряду с обычными для рок-музыки инструментами, в ход шли и относительно нестандартные вещи, такие, как скрипки, виолончель, флейта, ситар, табла. На лицо так же и жанровое разнообразие, корни которого, как уже было сказано, лежат в стилистическом разбросе пристрастий самих исполнителей. Мрачная стилизация под средневековую музыку в начале переходит в яростное импровизационное гитарно-скрипичное бурление и кипение, периодически разбавляемое фольклорными и этническими всплесками. И все это происходит на гудящем фоне, достойном выступления каких-нибудь королей краута из группы Faust. Отлично вписывается в общую концепцию музыки и дизайн альбома, созданный одним из музыкантов по имени Ян Терно. В оформлении использовались и работы Иеронима Босха. Кстати, Терно оформил также и парочку альбомов Бо Хансона.
Дальнейшая эволюция группы была направлена на увеличение «роковой» составляющей в своем репертуаре. С 1972 года Algarnas Tradgard зазвучали более четко, жестко и ритмично. Увы, вещественных доказательств этого «преступления» пришлось ждать достаточно долго, до 2001 года, когда уже распавшаяся давно группа смогла предоставить то, что они насочиняли, наиграли и записали в 1973-74 годах. Альбом более чем заслужено называется Delayed. Сведен он был уже в наше время, хотя весь материал принадлежит именно указанным годам.
И действительно, музыкальный облик группы стал более определенный и в некотором смысле ритмически быстрый. Впрочем, это не тот грех, за который стоит расплачиваться тяжелой индульгенцией. Местами Algarnas Tradgard напоминали Gong, Popol Vuh или Faust первой половины 70-х, а это, признаться, далеко не самые худшие объекты для сравнения. Не обошлось и без музыкальных цитат. На этот раз дань отдана группе Third Ear Band, чья композиция Water определенно послужила поводом создать пьесу Beetlewater. Впрочем, под конец шведы выдали такой упаднический и мрачный трек, что все остальные ритмические достижения разом нивелируются.
Delayed стал последним альбомом группы, которая, правда, официально распалась только в 1976 году. Есть еще достаточно интересный концертный альбом группы, который поклонникам коллектива слушать нужно в обязательно.

Алексей "Smarty" Петухов, январь 2008

progg, swedish progressive, algarnas tradgard, sweden

Previous post Next post
Up