Чик Кория. Парень из Челси

Jan 11, 2008 18:11

Ну и плюс ко всему будет мыльная опера небольшого калибра про Чика Корию. Товарища люблю не так чтобы сильно, скорее выборочно что-то у него нравится, больше, конечно, не нравится, однако, чего там скрывать, дядька мощный, влиятельный, без него никак, а с ним вроде как и весело. Дополнения, испраления, как всегда привестсвуются.

Чик Кория.
Парень из Челси.

I

С именем Чика Кории с давних пор ассоциируется чуть ли не идеальное понятие терминов «фьюжн» или «эклектика». Точнее, конечно, не совсем с именем, звать-то его вообще на самом деле Армандо Антонио Кория, «Чик» - это прозвище. Дело в том, что он был среди тех апостолов фьюжна, которых вел за собой Майлс Дэвис в конце 60-х; и в том, что он сам если не воспитал, то дал толчок для ряда не менее знаменитых музыкантов; дело и в широченном спектре жанровой принадлежности композиций Кории, которые исполнял он на протяжении более чем длинной творческой жизни; и даже в его членство в религиозной секте сайентологов. Хотя, хочется надеяться, что сайентология тут совершенно не причем, несмотря на обильный удельный вес разговоров о ней в интервью с Корией. Вообще, с ним и без этого много относительно странных и непонятных моментов. Например, Кория числится как один из самых плодовитых композиторов в мире и обладатель бесконечных музыкальных премий и номинаций, включая самую престижную - Грэмми. Однако если попросить кого-то назвать его самый важный и знаковый альбом, или их пятерку, то это у людей, хорошо знакомых с его творчеством, вызовет как минимум паузу в несколько минут, а «топы», которые они назовут, обязательно будут различаться. Ну, не записал Чик такого альбома, как A Love Supreme или In A Silent Way. Зато записал столько альбомов и принял участие в стольких работах и проектах, что охватить все вряд ли получится.
А началось все с латиноамериканской музыки и прямо во время обучения в школе. То, что жизнь свою Чик свяжет с музыкой - было определено еще с детства. Отец его был страстным поклонником джазовой музыки и коллекционером, так что отличным материалом Чик был окружен всегда. Он сразу решил, что от музыки нужно получать удовольствие сполна. Да и музыкальной практикой начал заниматься он с четырех лет. Как раз заканчивалась Вторая Мировая (Кория родился 12 июня 1941 года, в городке Челси, что в штате Массачусетс), когда маленький Тони стал брать уроки игры на фортепиано. Безусловно, тут не обошлось без влияния папы-меломана, который сам играл на трубе. В восемь лет Кория даже поучаствовал в записи пьесы «I Don’t See Me In Your Eyes Anymore», которую можно встретить разве что на бокс-сете Music Forever and Beyond. Среди первых, да и оставшихся на всю жизнь, конечно же, авторитетов Кории числились не только джазовые иконы, вроде Бада Пауэлла или Хорейса Сильвера, Чика прельщала также и классическая музыка - Бетховен, но, особенно - Моцарт.
Вскоре Чик переезжает в Нью-Йорк, поближе ко всем джазовым свершениям, а также академии Julliard и Колумбийскому Университету, в которых Чик учился, параллельно с исполнением латиноамериканской музыки в различных составах. Первое его относительно большое выступление состоялось в группе Коба Кэллоуэя, от этого принято отсчитывать концертную деятельность Чика Кории, длящуюся до сих пор. Затем были составы Willie Bobo Band и Mongo Santamaria Band. Это были 1962-63 годы и эти группы исполняли скорее латиноамериканский джаз, отлично знакомый Кории с детства. Вместе с Mongo Santamaria Band, кстати, состоялась первая официальная запись, на которой принял участие Чик - альбом назывался Go, Mongo и вышел в 1962 году. Пару лет спустя, была записана его первая композиция. Чик работал тогда уже с трубачом Ричардом Алленом «Блю» Митчеллом. Она вошла в альбом 1964-го года A Thing To Do. Особой сложностью гармонии или какими-то новаторскими мелодическими решениями она не отличалась, но для статистики этот момент вполне важен и значим.
Позже было участие в коллективе Стэна Гетца, флейтиста Херби Манна и работа с певицей Сарой Воэн. Первая пластинка под его собственным именем появилась только в 1966 году. Чик собрал тогда группу из трубача Вуди Шоу, тенора Джо Фаррелла, басиста Стива Суоллоу и барабанщика Джо Чэмберса и записал альбом Tones for Joan’s Bones. Альбом был создан в духе хард-бопа, буквально из каждой его ноты сочилась бесконечная любовь к Макою Тайнеру, хотя на 75 процентов он состоял из оригинальных композиций Кории. Сподюсировал пластинку Херби Манн. Тот самый культовый флейтист, у которого приходилось, можно сказать, начинать свою большую карьеру Чику.
В том же году Чика можно было обнаружить на пластинке Soul Burst Кэла Тжадера, того самого, из коллектива Брубека; а также работе Стэна Гетца с амбициозным названием What the World Needs Now: Stan Getz Plays Bacharach. И, опять же, вся эклектика жанровой принадлежности на лицо: если с Тжадером Кория вновь исполнял латино-ориентированную музыку, то в случае с Гетцом он разделил давнюю мечту Стэна отдать должное большой фигуре в поп-музыке Барту Бакараку. На следующий год Кория продолжил свою хард-боповую «одиссею», уже в составе Дональда Берда на пластинке Creeper. Там он, кстати, вроде как первый раз записывался со своим будущим соратником - Мирославом Витушем. В том же году Чик оказался в команде Диззи Гиллеспи, выступавшей и записавшей диск Live at Village Vanguard, где пересекся на одной сцене также с Элвином Джонсом и Пеппером Адамсом, а также вновь играл в качестве аккомпанемента для Сары Воэн.
В 1968 году появился первый сольный диск Кории, о котором заговорили более или менее громко. Это был исторически значимый диск в качестве трио с Витушем и Ройем Хэйнсом Now He Signs Now He Sobs. Кроме важной вехи в творческой линии самого Кории, этот альбом интересен как минимум началом долгого пути этого трио. Перестали вместе они играть только где-то в 2001 году. Все это время они периодически собирались и зачастую радовали своими совместными трудами. По поводу же самой пластинки хочется отметить, что она будет интересна тем, кто не боится авангардной музыки, так как к тому времени эволюция Чика достигла именно фри-джазовых берегов. Потом он продолжит это свое начинание в рамках коллектива Circle, но до этого он успеет натворить много дел в коллективе Майлса Дэвиса.

...to be continued.

парень из челси, jazz, corea

Previous post Next post
Up