Потомки смешанных браков эльфов и людей (у Толкина)

Jun 03, 2016 20:58

Меня попросили напомнить, что сообщает Профессор - в опубликованных ли текстах, в черновиках или заметках - о браках эльфов с людьми? Могло ли их быть чуть больше, чем основные, упомянутые в легендах (Лутиен и Берен, Идриль и Туор, Арвен и Арагорн, а также спорные промежуточные - Нимлот/Линдис и Диор, Эльвинг и Эарендиль)?

Итак, во-первых, у нас есть "ВК" и "Приложения":

There were three unions of the Eldar and the Edain: Luthien and Beren; Idril and Tuor; Arwen and Aragorn. By the last the long-sundered branches of the Half-elven were reunited and their line was restored.

Обычно это толкуется в том смысле, что других не было, хотя
  1. слово 'only' здесь не встречается и в архаичном изложении действительно может не подразумеваться, если речь просто идёт о трёх случаях, значимых для рассказываемой истории (в данном случае - истории Нуменора и его королевского рода),
  2. Леголас диагностирует эльфийское происхождение Имрахиля буквально на глаз и сходу - непонятно, как и почему так быстро (либо он просто чувствует эльфийские свойства или черты, они сами по себе заметны, и здесь он "чувствует" эльфа, но знает, что тот считается человеком - поэтому и приходит к такому выводу, - либо он уже имел дело с такими случаями),
    • по-любому эльфийским предком, обусловившими особенности Имрахиля, едва ли может быть Эльрос, иначе Леголасу пришлось бы выделить ещё много таких случаев в Гондоре; сам он сразу вспоминает о "народе Нимродель" - случай Имрахиля подразумевает некий 4-й союз, помимо трёх названных в цитате выше (в UT есть некая история на этот счёт - Митреллас и Имразор),
  3. не очень ясно, как здесь трактовать понятия "эльдар" и "эдайн"; скажем, "эдайн" - это все люди или только "три дома эдайн и их потомки дунедайн"? Арагон должен быть включён... А "эльдар"? Входят ли сюда нандор, которые во многих текстах за особенности истории и культуры зовутся 'half-eldar'? А авари? Они-то в число "эльдар" никогда после Разделения не включались...
  4. в "Хоббите" передаются некие рассказы (других семей) о Туках, которые, впрочем, сразу опровергаются: 'It was often said (in other families) that long ago one of the Took ancestors must have taken a fairy wife. That was, of course, absurd, but certainly there was still something not entirely hobbit-like about them, - and once in a while members of the Took-clan would go and have adventures',
  5. в "Письме 153" (к Питеру Гастингсу) Профессор демонстрирует, что до трёх можно считать по-разному: 'Elves and Men are evidently in biological terms one race, or they could not breed and produce fertile offspring - even as a rare event: there are 2 cases only in my legends of such unions, and they are merged in the descendants of Eärendil'. Непонятно, имеет ли он в виду под словами "в легендах" именно легенды или подразумеваемый за ними квазиисторический контекст. Между тем, это письмо от сентября 1954 года, т.е. "ВК" уже был написан вместе со словами Леголаса об Имрахиле,
  6. в "Лостах", в легенде о Турамбаре, прототип Брандира - полуэльф: 'So came it afterward that Nienori dwelt with the wood-rangers, and after a while entered the house of Bethos, a stout man who had fought though then but a boy in the Battle of Unnumbered Tears. Thence did he escape, but his wife was a Noldo-maiden, as the tale telleth, and very fair, and fair also were his sons and daughters save only his eldest son Tamar Lamefoot'. И у него есть братья с сёстрами! Это немного странно, учитывая, что об Эарендиле в "списке имён" к лостовскому же "Падению Гондолина" говорится как о единственном полуэльфе вообще (Берен в то время был нолдо). В правках "Падения Гондолина" появились слова, что брак Туора и Идриль стал первым, но не последним из [супружеских] союзов эльфов и людей. Конечно, здесь сто́ит учитывать, что в "Лостах" вообще многое выглядит, по крайней мере на первый взгляд, иначе, нежели в более поздних текстах: например, у Мелиан есть целая свита фэй (майар), в Хисиломе живёт целый народ фэй, не примкнувших ни к Мелько, ни к Валар, и есть такой персонаж, как Тинфанг Трель, о котором, со слов персонажа-рассказчицы, "повсюду в иных источниках" утверждается, что он наполовину фэй, а наполовину - нолдо или телеро. Однако неясно, следует ли трактовать такие различия как изменения сюжета и мотивов или как следствие "приближения" и "отдаления" рассказчика от событий; "Лосты" приближены и более "историчны", чем "Сильм" и "Анналы", хотя это "магическая историчность" - к тому же уровню историчности Толкин возвращается и даже превосходит его в "Хоббите", "ВК" и последующих текстах вроде "Кириона и Эорла" и др. Я нахожу неслучайным, что именно при таком "приближении" мы сразу получаем ещё один смешанный брак вне "трёх легендарных" (неназванные в опубликованных текстах эльфийские предки Имрахиля),
  7. наконец, в одном из набросков истории Эриола (слушателя в "Лостах", записавшего рассказы эльфов) он сам женится на эльфийке: 'in Tol Eressea Eriol was wedded and had a son named Heorrenda (Half-elven!)'.
Есть ещё текст "Затопление Анадуне" из HoME-IX. В нём сообщается исключительность смешанных браков для "древних дней": 'Now Elrond, and Elros his brother, were descended from the line of both Hador and of Beor, fathers of Men, and in part also both from the Eldar and the Valar, for Idril and Luthien daughter of Melian were their foremothers. None others among Men of the Elder Days had kinship with the Elves, and therefore they were called Halfelven'. Неясно, что здесь "древние дни". На мой взгляд, последние фразы текста указывают на время написания либо как на сильно отстоящее в будущее от войны Последнего Союза, в Третьей Эпохе, либо - от войны Кольца, в 4-й Эпохе. Общее: величие дунедайн воспринимается как утраченное, и рассказчик то ли сам не относится к дунедайн, то ли относится слабо. Но в других местах говорится, что "древними днями" после войны Кольца стали называть все три Эпохи; тогда отсутствие в списке Арагорна и Арвен заставляет принять вариант с более ранним происхождением текста (да и в целом натягивание последних фраз на ситуацию с войнами Гондора и Саурона в конце 3-й Эпохи представляется неоправданным). В таком случае выходит, что рассказчик "Падения Нуменора" (первый текст в "Затоплении Анадуне") из середины или последней трети 3-й Эпохи делает оговорку о "древних днях", т.е. 1-й Эпохе, как времени, когда были заключены исключительно эти, перечисленные, браки. Вероятно, ему известны или он предполагает другие подобные союзы во 2-ую Эпоху или в первой половине 3-й Эпохи. Однако по завершении 2-й Эпохи с победой Последнего Союза пути эльфов и людей стали расходиться, что делает подобные случаи менее вероятными (хотя мы и знаем два). Исходя из этого, я бы скорее отнёс "неисключительные" браки после "древних дней" (после 1-й Эпохи) ко 2-й Эпохе.

Насколько я помню, в ЗиОЭ вопрос не затрагивается.

В целом:
  • у нас нет причин отвергать возможность смешанных браков авари и смертных людей;
  • нандор в этом смысле представляют собой "серую область";
  • в Первую Эпоху неизвестные браки эльдар и людей маловероятны, и полностью исключены в сколько-нибудь привилегированных слоях общества (в том числе с человеческой стороны), а поскольку брак Бетоса и прекрасной девы-нолдо это условие нарушает (Бетос - вождь эдайн), серьёзных оснований предполагать такие браки вовсе не остаётся;
  • в Третью Эпоху достоверно случались браки эльфов и смертных, неизвестные "глобально" - однако тот случай, о котором мы знаем (происхождение Имрахиля) был достаточно известен локально и породил местную легенду (о Митреллас и Имразоре), возможно, правдивую или даже представляющую собой отражение памяти, некогда носившей характер не легенды, но исторического изложения;
  • формулировки "Падения Нуменора" из "Затопления Анадуне" наводят на мысль, что подобные браки случались во Вторую Эпоху или начале Третьей и не получили широкой известности, однако летописцы были о них осведомлены;
  • случай в родословии Имрахиля имел место на излёте гондорского величия, за полвека-век до наступления полного упадка ("средневековья" в терминах Дж.Р.Р.Толкина), однако неясно, насколько влияет на вероятность таких браков в тот или иной период состояние нуменорской культуры;
  • рост враждебности к эльфам, надо думать, таким бракам препятствовал;
  • отсутствие явных упоминаний о большинстве таких браков объясняется, скорее всего, отсутствием у них исторического значения;
  • при этом крайне маловероятно, чтобы единственный случай произошёл только в конце второй трети 3-й Эпохи (род Имрахиля), т.к. вероятности для предшествующего времени оказываются выше;
  • хотя случай Имрахиля вполне мог бы послужить причиной для оговорки в "Затоплении Анадуне";
  • данный пример указывает, что в локальном окружении потомков смешанных браков было весьма вероятно сохранение памяти об их эльфийском происхождении хотя бы в формате семейных легенд.

tolkien

Previous post Next post
Up