Вообще-то я хотел следующую запись в ЖЖ посвятить отнюдь не Толкину - а, к примеру, приключившейся недавно забавной истории при покупке новых проточных фильтров для воды; или прочитанной в том году крайне любопытной книжке об истории и понятии «долга». Но об этом что-то не пишется - так попробую зафиксировать хотя бы некоторые мысли, возникшие
(
Read more... )
Но очень популярны. Взять, скажем, слово «нигилистический». Многие его знают, но в активном словарном запасе оно мало у кого представлено. Между тем, оно встречается один (!) раз в корпусе текстов Толкина (точнее, несколько раз, но в одном коротком тексте - авторских размышлениях в заметке «для себя»). Там как раз заходит речь о различиях между Морготом и Сауроном; отмечается «нигилистическое безумие» первого, которого никогда не достиг второй. Очевидно, что когда толкинист рассуждает о «разрушительном нигилизме Саурона и Моргота», он опирается или на данный текст, на чьи-то его пересказы, иначе слово «нигилизм» не прозвучало бы; но смысл искажается в корне - до «приемлемого».
В этом году будет много эрегионок, и я почти уверен, что на большинстве из них в концепт будет заложено предположение (опять же, ошибочное, что можно показать, хотя и не простым «приведением цитаты» - редукция к этому методу вообще порочна), будто ко времени эрегионской истории все или почти все позитивные последствия т.н. «раскаяния» Саурона начала 2Э приказали долго жить, и в Эриадор пришла уже падшая повторно злоковарная тварь, желающая погибели эльдар. Т.е. по Толкину играть не будут.
Раньше толкинисты были как-то меньше склонны делать оруэлловский «самостоп». Скажем, в очень старенькой фэндомной песне звучало «три пленные эльфа сковали Кольцо». Это противоречит исходному сюжету, но по крайней мере автор и слушатели песни не допускали противоречия с собственным ви́дением Саурона: если он являет принцип рафинированного зла, то не будет способен действовать конструктивно, создать даже высокотехнологичный злой инструмент, вроде Одного Кольца - ему нужно подчинить творческую силу других, использовать отчуждённый труд. Таков Моргот Первой Эпохи («но пред Железною Короной зла я золотого не сложу жезла»). А теперь вокруг полно людей, на голубом глазу считающих, будто можно быть «просто злым злом» (а такой образ не предупредит читателя о реальных опасностях и ничем не поможет в избегании зла по жизни), но при этом творить и строить. Не-ет, для этого надо быть очень хитро устроенным злом, сложным внутри... как всякий реально существующий злодей.
Возвращаясь к нашим баранам...
Reply
Саурон потому только и мог так долго и успешно заменять в головах Людей Востока Владыку Мулхэра,что давал им альтернативный проект переустройства, альтернативную Валарской картину мира, не случайно же Саруман говорит Гэндальфу про правящее кольцо Rule Ring. Это своего рода знание, право ,порядок.
Нельзя три тысячи лет выезжать на одном нигилизме, тем более в при условии так сказать непосредственного физического присутствия Моргота! В общем в истории были крайне показательные примеры подобного. Чего стоит только успешно разваленная в ноль Парижская коммуна. Разваленная именно анархистами -прудонистами Дошло до того,что военный делегат Коммуны (т.е. по нашим понятиям военный министр) Клюзере не знал, из кого состоит его штаб, сколько батальонов и орудий в его распоряжении, сколько людей на позициях у Домбровского и т.д. В разгар ожесточенных боев он иногда целыми днями спал!
Reply
Многие толкинисты просто не читали таких текстов, над косвенными указаниями в других думали мало, «О Кольцах Власти и о Третьей Эпохи» проглядели по диагонали, над фактом принятия Саурона подавляющим большинством смертных не размышляли, «северное мужество» части его сторонников в битве у Врат Мораннона (единственное проявление северного мужества кем-либо на весь роман) - не заметили. В результате указания в «Письмах» и «Преображённых мифах» у них настолько не ложатся на картинку в голове, что не задевают сознания.
Reply
"То есть, вы живёте в каком-нибудь Хараде, и вы знаете, что есть истинный бог Мелькор (или просто Владыка, на разных языках - Мелеко, Мулкхер и т.д.), который создал мир, который ревнив к поклонению и нетерпим к нечестивцам. И есть какие-то мелькоропротивные ублюдки, которые ведут войну с верующими, уничтожают храмы, оскверняют святыни и гасят вечные огни. "Поэтому они по мере своих сил избегали тени Моргота и испытывали ненависть к Саурону. И они нападали на его храмы и его слуг..." (HoME IX).
И эти гады служат каким-то бессмертным демонам, а их вожаки сами частично демоны. И если попы не врут, то эти самые западные демоны изначально обманули людей, похитив у них дарованное Мелькором бессмертие. Было время, когда Бог ходил среди людей, но люди предали его, поддавшись на лживые посулы демонов, и с тех пор всё плохо." http://gest.livejournal.com/1443090.html
+ антиколониальная риторика. Поставив себя на место в ситуации сродни описанной в Тал -Эльмаре,что я вижу: а есть некие страшные завоеватели из Моря , далее некие жестокие,которым оружие куют демоныв огненных холмах и есть моё племя,, которое под ударом. И если вдруг настанет момент и явятся некие послы от Владыки Востока, предлагающие мне помощь против завоевателей, то отчего бы не принять?
Reply
В начале 2Э Валар фактически отстраняются от Среднеземья окончательно (известно, что осознание этого факта сильно повлияло на Саурона). При этом программа терраформинга Арды не доведена до конца. То есть выживать эльфы и люди здесь с грехом пополам могут. Но жить? Частичным образом Арды, какой она должна быть, предстают Имладрис и Лориэн в "ВК". Вместо этого мы имеем голод, холод, болезни, стихийные бедствия, диких зверей и среднюю продолжительность жизни смертных в 25-30 лет. И, по косвенным указаниям, состояние природы было хуже в начале 2Э, чем в конце 3Э или в наше время.
И вот в этот период Саурон, насколько можно понять, начал выстраивать осмысленную экономику у людей Среднеземья (организовать имеющиеся ресурсы так, чтобы собрать из них костыль против бедствий; придумать что-то сильно новое он вряд ли мог). Похоже, его влияние было поначалу не политическим, а религиозным - центром организации выступали его храмы (шпарим по истории древнего ближнего востока). См. мои комменты здесь:
https://ficbook.net/readfic/3810882/10101072#part_content
То есть даже не только "у них религия такая, что они эльфов ненавидят", но у них, по крайней мере у их господствующих классов, есть реальные причины считать Саурона и его власть положительной ценностью. Почему оговорка: потому что Саурон, сколько можно понять, склонялся к социал-дарвинизму, так что хорошо было отнюдь не всем. Да, почему я, собственно, хочу всё-таки прочитать тот фанфик. Ведь Толкин вполне сознательно прописал Саурону не абстрактную "любовь ко злу", но более-менее определённые убеждения, совпадающие с частью современного ему (и нам) актуального политического спектра (причём не маргинальной частью) куда больше, чем с другими частями... И "вотпрямщаз" в базовой реальности на коне как раз "саурониты".
Reply
Reply
Вспомнил соответствующее стихотворение Могултая (как у него часто бывает с ардианской поэзией, довольно верное отражающее картину в общем, использующее часть красивых малоизвестных или не привлекающих массового внимания моментов, но какие-то неудобные детали игнорирующее; "хуже" оно от этого не становится):
https://www.wirade.ru/arda/arda_mogultaj_poems.html#comm03
Reply
Leave a comment