Нукус

Apr 12, 2013 15:17

Кашин предлагает выкупить музей в Нукусе, ибо иначе он Достанется Врагу, то есть, Узбекистану. Что-то есть здесь типично номенклатурное. Сначала государство выбрасывает искусство 30-х гг на обочину. Убивает художников, сажает их, заставляет десятилетиями прятать вещи в диванах и радоваться, что хоть археолог из Нукуса ими заинтересовался. А потом, когда находятся люди, любящие и готовые независимо и почти бесплатно развивать этот исторический сегмент - вот тогда государство решает отобрать у них результаты их работы. Да еще самым грубым образом.

Савицкого уже нет, но в музее все еще работают его коллеги. Например, реставратор и художник Альвина Шпаде, благодаря которой множество хрестоматийных вещей из нукусского собрания были собраны из мусора. Айгуль Пирназарова, прекрасный специалист по народному искусству и ткачеству, хранитель собрания ковров. Валентина Сычева, хранитель того самого отдела живописи 20 века, которая знает историю каждой вещи и плотно и долго работала с Савицким. Все они никуда не выезжали многие десятилетия, работая на музей, и их тоже планируется "выкупить" и "перевезти"?

В Каракалпакстане тяжелая жизнь, но Нукус все же остается культурным центром - благодаря произведениям, которые оказались недостаточно хороши для столицы. Вместо того, чтобы феодальным образом грабить тех, кто смог выжить, не лучше ли наконец вложиться в новые здания, пригодные для постоянного экспонирования тех работ 1930-50х гг, которые сейчас лежат в запасниках ГРМ, ГТГ, ГМИИ? Почему не создать культурные и исследовательские центры по изучению 1930-х? Одних молодых специалистов по этому периоду я знаю несколько десятков, и это только Москва и Петербург. Нам не нужно присваивать Нукус, нам нужен постоянный доступ к тому, что есть в запасниках по России, возможность писать новые учебники, институциональная база, издательские возможности. И да, десяток музеев-квартир забытых мастеров 1930-х гг тоже бы не помешал.

наука, общество, разговоры

Previous post Next post
Up