_k1

апач - информационный барьер

Nov 04, 2016 20:51

Источник  http://blogerator.ru/page/informacionnaja-peregruzka-evoljucionnyj-barier-apache-mnogozadachnost-vnimanie

Информационная перегрузка: проклятие или эволюционный барьер?

Информационная перегрузка - хорошо известное и актуальное в наше время явление. И на специалистов ИТ (в широком смысле) ложится основная тяжесть этой нагрузки - быстрый темп разработки, потребность держать в голове сотни моментов и нюансов, необходимость учиться буквально «на лету»...

Пилотировать «Апач» исключительно сложно. Главным образом - из-за невероятной психологической нагрузки, которую порождает обилие информации, льющейся из сотни приборов. Постоянные головные боли, бессонница, сильная тошнота под вечер - вот не самый полный список симптомов, являющихся платой за овладение наиболее высокотехнологичным вертолетом в истории человечества.

И что интересно, в подобных условиях именно «наведенная шизофрения» становится высококонкурентным преимуществом подобного пилота перед любым другим обычным человеком.

Постановка задачи

Многое из будущего информационной эпохи, в том числе потенциального применения устройств типа Google Glass, уже давно известно на примере американского боевого вертолета «Апач», где его пилот фактически помещен в сверхплотную информационную среду. При этом, в отличие от обычной окружающей повседневности, пилот не может позволить себе по мере перегрузки «скинуть» информацию, поступающую сверх какого-то личного порога восприятия. И если в обычных условиях мозг человека, перегруженный внешней информацией, включает хорошо известную реакцию защиты от перегрузки - принудительное «торможение» могза, понижающее мощность «вычислительного процесса», прокрастинация в «холостом цикле», - то пилотам это недоступно, сама их работа по умолчанию требует плотного присутствия в этой сверхнасыщенной среде.

Вместо скучного перечисления симптомов и способов преодоления подобных перегрузок, я предлагаю воссоздать контекст, в который помещен пилот такого боевого вертолета, а затем посмотреть, как реагируют на подобные информационные перегрузки реальные пилоты. Что ждет людей в подобной информационно плотной среде, какие перспективы открывает преодоление ограничений человеческого мозга?

С этой целью тезисно перечислю лишь некоторые факты/сложности, связанные со спецификой управления вертолетом «Апач» . Для этого ниже буду выборочно пересказывать Эда Мэйси - широко известного в узких кругах вертолетчика, афганского пилота-ветерана. В своей одноименной книге он подробно рассказывает о своей второй командировке в Афганистан в провинцию Гельменд в 2006-2007 годах, где он служил в течение 3 лет в качестве пилота вертолета «Апач».

Мир современных апачей

Главная фишка - в «Апаче» чрезвычайно активно используются очки-монокль, размещенные на правом глазу. В этот монокль выводятся практически все показатели/индикаторы приборов.

Через монокль в электронном виде пилоту доступны ровно 1500 страниц-меню (дублируют монокль два многофункциональных дисплея в приборной панели). Для сравнения: в современном смартфоне доступно в среднем около 100-400 вложенных страниц-меню. Глядя сквозь него на мир, вы попутно видите показания самых главных приборов - скорость, высота и многое другое, включая всевозможные прицельные марки. Преимущество монокля в том, что куда бы вы ни повернули свою голову, эти показания всегда будут с вами.

Также в монокль можно вывести картинку с приборов ночного видения. Он сопряжен со всем бортовым оружием - навести пушку можно, просто сурово посмотрев на цель, и через 1-2 секунды на ней загорится крестик-прицел, после чего бортовой компьютер способен уже самостоятельно «вести» ее.

Только при подготовке к взлету пилот «Апача» должен осуществить более тысячи нажатий в правильном порядке на самые разные кнопки (в кабине всего 227 физических кнопок). В общей сложности процесс занимает тридцать минут, двадцать две из которых вертолет стоит уже с работающими двигателями.

Но специфика боевых действий порой вносит свои коррективы - рекордный по скорости для Эда «срочный» взлет «Апача» из «холодного» состояния - 10-15 минут: в таких алармовых ситуациях многое приходится включать и инициализировать уже в воздухе, без всякой уверенности, что оно вообще заработает. В лучшем случае такой аврал может привести к потере зашифрованных радиоканалов или картинки с инфракрасной камеры, в худшем... не будем об этом.



«Апач» снаряжен более чем десятком различных сканеров и камер. Например, дневная телекамера дает 127-кратное увеличение. Это значит, что автомобильный номер можно без напряга прочитать с четырехкилометровой дистанции.

Ночью при помощи инфракрасной камеры можно различить человека с того же расстояния. Все это позволяет из бортовой пушки запросто обеспечить прямое попадание снарядом в голову человека с дистанции в километр. Даже ночью.

Стрельба во время реального боя требует постоянного учета огромного количества параметров, которые невозможно рассчитать на бортовом компьютере. Например, неуправляемая ракета подрывается на дистанции в 860 метров от вертолета. Дальше уже летят 80 вольфрамовых стреловидных поражающих элементов. Скорость их превышает 2 Маха, и улететь они могут весьма далеко, при этом прямого попадания в человека не требуется: каждый такой элемент создает скачок уплотнения, достаточно сильный для того, чтобы при пролете рядом с человеком на четырехдюймовом расстоянии разорвать его кожу и мышцы.

Стрельба подобным оружием требует исключительной осторожности (чтобы не создать проблем самому себе и своей пехоте). Вспомним, что «дружественный огонь» - это существенная часть потерь коалиции в боевых действиях как в Ираке, так и в Афганистане.

Пуск ракет «Хеллфайра» и вовсе нужно уметь делать «как бы немного в сторону» от цели (обычно лежащей прямо по курсу) - «Хеллфайр» на старте не должен пройти перед линзой инфракрасной камеры вертолета, иначе его факел даст такую сильную засветку, что автоматика вертолета неминуемо ослепнет на несколько минут.

Эд говорит, что компьютеры-компьютерами, но в жизни пилота всегда есть место множеству иррациональных решений, которые просто невозможно учесть заранее.

Современный воздушный бой - это элемент «сетевой» стратегии. Например, ведомую цель можно поменять за четыре секунды до попадания «Хеллфайра» - ракета успеет сама перенавестись и обсчитать новую траекторию, даже уже находясь в полете. Более того, уже после выстрела можно делегировать «сопровождение цели» на другой вертолет, участвующий в налете (например, если его пилоту лучше видна цель). Порой, делится Эд, выполняя маневр, очень неприятно получить сразу две цели с ракетами, которые уже пролетели половину своего пути.

Эд говорит, что при помощи инфракрасной камеры он может отличать раненых и живых, не тратя свое время на мертвых. Он рассказывает, что на расстоянии до километра видны пятна свежей крови на человеке, и по серьезности кровопотери оценивается «можно ли сэкономить налогоплательщикам США стоимость снаряда на одном лишнем выстреле».

Информационная трансформация

Теперь, лишь немного погрузившись в контекст, перейду к рассмотрению психофизической нагрузки, которая у пилотов «Апача» носит характер отчаянной информационной перегрузки.

Средний вылет длится три часа. Общее время в воздухе не должно превышать шести часов в день. Потом люди начинают выдыхаться и натурально сходить с ума. Статистика утверждает - из 8 ранее отобранных людей, подготавливаемых на пилота, реально пилотом «Апача» становится лишь один из них. Фазы становления нового пилота хорошо известны. Так, первые 1-2 года у новичка сильно болит голова (особенно по ночам), распространены бессонница и тошнота. Лечение простое: воздержание от полетов на пару дней, в некоторых случаях на неделю.

Оказывается, когда правый глаз смотрит в монокль, а левый - на все остальное, между ними начинается сильный конфликт. Каждый глаз должен заставить мозг самостоятельно и независимо обрабатывать «свою личную картинку», тогда как обычные люди привыкли обоими глазами видеть всегда одно и то же. На практике последствия этого проявляются в сильнейших головных болях, которые начинаются у новичков еще на стадии подготовки к взлету.
Голова болит у всех, кто переучивается на «Апач», секрет заключается в том, что нельзя говорить своему руководству об этой боли - согласно инструкциям вас моментально отстранят от дальнейшего обучения. Все про это знают, все молча через это проходят, все в итоге либо приспосабливаются, либо навсегда оставляют карьеру вертолетчика.

Через несколько месяцев такого мучения глаза все же более-менее адаптируются к шлему и эти фантомные головные боли отступают. Но стоит сделать перерыв между полетами, а потом получить какое-нибудь сложное задание - например, с полетом в строю, при плохой видимости и с прочими вещами в том же духе, как башка опять начинает раскалываться, а по вечерам начинает сильно тошнить и рвать.

Спустя примерно два года становится очевидным, что большая часть принятых пилотов в принципе не способна адаптироваться к подобным перегрузкам - их «уходит» начальство. Еще какая-то часть уходит сама, считая, что «выдержать это просто невозможно», либо, чаще всего, спасаясь от различных «глюков», которые расцветают буйным цветом на фоне подобного времяпровождения.

Перегрузка - эволюционный эффект

Итак, самое интересное начинает происходить с теми, кто все-таки остается «в деле», более-менее успешно адаптировавшись к нагрузкам. Если посмотреть на лицо такого пилота во время полета, то отлично видна жуткая картинка - глаза опытного пилота двигаются независимо друг от друга.
Летишь ты над пустыней и видишь какой-нибудь задрыпанный талибский лендровер. Правым глазом через монокль ты смотришь прямо на него (чтоб бортовая пушка смотрела туда же), а левый опускаешь вниз, на дисплей, чтобы посредством 127-кратной оптики убедиться, что лендровер действительно талибский (насколько это возможно - другой вопрос).

Действительно, концепция управления здесь такова, что в полете постоянно приходится смотреть двумя глазами в разные стороны и при этом видеть две разные картинки, исходя из этого, приходится одновременно решать разные задачи. Для любого пилота «Апача» это становится естественным поведением через 2-3 года.

Более того, Эд Мейси пишет, что он пытался читать две книги одновременно - двумя глазами параллельно, с одной книгой на каждый глаз - и это получается! Он говорит, что приобрел эту способность именно благодаря своему большому стажу пилотирования «Апача». Кроме того, Эд со временем заметил, что может читать книгу и одновременно слушать радио, при этом нет никаких проблем с отчетливым и одновременным «приемом» этих двух разных контекстов.

Например, он рассказывает, что довольно типична ситуация, когда вечером ему звонили в Афган его родные, и он, говоря с ними по телефону о своих последних новостях, при этом продолжал писать свой дневной отчет о полете (хотя большинство нормальных людей при осмысленном разговоре любую писанину все-таки отложат в сторону).

Очки-компьютер (очки-монокль в случае «Апача») - это радикальный метод рассеивать (расщеплять) свое сознание, даже если ты всего лишь мониторишь погоду на завтра по дороге на работу. Несчастные случаи на улице бывают и с наушниками, но человек получает 80% информации об окружающем мире именно посредством зрения и только 18% - при помощи слуха. Визуальные интерфейсы, которые предоставляет подобные очки, - это интерфейсы для параллельного восприятия больших доз информации. Попытка перехода к многозадачному режиму работы мозга - очень болезненный процесс, и как уже было сказано Эдом выше, большая часть пилотов сходит с этой дистанции. Что уж говорить об обычных людях?..

По мнению специалистов, у состоявшихся пилотов «Апача» налицо психопатологическое расстройство - расщепление сознания, так называемый схизис. Конечно, нужны годы серьезных исследований и масса статистики, чтобы выяснить, как действует на психику такая «специально наведенная шизофрения», то есть, иначе говоря, «утилизированная многозадачность». Впрочем, Google Glass вскоре будут готовы нам эту статистику предоставить.

В этом месте я должен набраться духу и признаться читателям в сокровенном: уже много лет я скрытно наблюдаю за популяцией местных таксистов-шахидов. Не знаю, сколько поколений у них на это ушло, но похоже, они этот психо-информационный барьер уже давно и успешно преодолели.

Двухъядерные люди будущего

Как известно, сейчас двухъядерный процессор и в телефоне уже не редкость. Новый планшет с одним ядром купить затруднительно, а десктоп одноядерный вообще звучит как оксюморон. А есть ли симметричный ответ на подобные темпы развития HiTech у человеческого мозга?

Есть, и имя ему - шизофрения. Более того, если сейчас на настольном компе стандартно 2-4 ядра (максимум - 8), то отдельные люди имеют в голове несколько человек: например, знаменитый Уильям Стэнли Миллиган, в котором помещаются 24 разных человека. Его, правда, уже 30 лет как из больниц не выпускают, но гуманный и прогрессивный американский суд признал этот эволюционный прорыв и от ответственности одной из его личности-убийцы самого человека-носителя (master host) всех остальных личностей освободил.

Доводилось мне читать и об исследованиях пациентов, которые подверглись рассечению мозолистого тела, применяемому для излечения от мучительных судорожных припадков у эпилептиков. Все теоретические соображения ученых оказались верными - излечение у эпилептиков реально наступает, зато проявился неожиданный побочный эффект, которого никак не ожидали: в изолированных друг от друга полушариях мозга начинают развиваться две разные личности с независимым зрением и восприятием. Такая «модифицированная» на «аппаратном уровне» личность обретала true-многозадачность. Но, как мы все понимаем, в сложных системах не обязательно реализовывать новую аппаратную платформу непосредственно в железе, ее можно попытаться симулировать на программном уровне (как это сделано в случае Эда).
Заключение

Человечество уже уперлось в пределы своих естественных возможностей (или подошло к нему вплотную). Если поток входящей информации будет продолжать нарастать такими же темпами, как это происходит сейчас, уже в ближайшие годы количество болезней буквально захлестнет человечество.

Очень хорошо эта тема раскрывается в статье Брайана Дэвиса «Куда движется математика?»:
В 1875 году любой грамотный математик мог полностью усвоить доказательства всех существовавших на тот период теорем за несколько месяцев. В 1975 году, за год до того как была доказана теорема о четырех цветах, об этом уже не могло быть и речи, однако отдельные математики еще могли теоретически разобраться с доказательством любой известной теоремы.

К 2075 году многие области чистой математики будут построены на использовании теорем, доказательства которых не сможет полностью понять ни один из живущих на Земле математиков - ни в одиночку, ни коллективными усилиями.

И подобная ситуация настанет практически во всех областях современной науки. Даже я еще помню времена, когда термин «компьютерщик» означал полностью самодостаточного универсала: ремонтник, низкоуровневый программист, специалист по локальным сетям и прочему - все это сочеталось в рамках одной личности. Далее произошло распараллеливание и фрагментация.

Иначе говоря, далее развитие цивилизации либо резко замедлится, либо «мы все изменимся» и адаптируемся под текущие темпы развития. Сегодняшний пример Эда показал, что как минимум часть людей способна преодолеть психо-информационный барьерв условиях перегрузки, чтобы обрести новые видовые «шизофренические» свойства. Хорошо это или плохо - покажет время.

Помнится, когда я был еще совсем молодым, очень много говорилось, что Владимир Ильич Ленин также умел одновременно читать сразу две книги, но опосля мучительно помер от «размягчения головного мозга» («но дело его живет», - спешно осекался политрук в этом месте на уроках политинформации). Поразмыслив сегодня о «софтовых вариантах» изменения человечества и преодоления психо-информационного барьера, в следующий раз поговорим об аппаратных попытках «проэкстендить» человека обыкновенного - благо чипизация и компьютеризация человеческого тела сегодня также развивается семимильными шагами.

Что же касается нашей темы, то, читая откровения Эда, который хвастает, что на одного пилота «Апача», прослужившего больше 3 лет, приходится более 1000 убитых талибов, невольно вспоминаются слова Чарльза Дарвина, сказанные им еще в позапрошлом веке:
Более всего пострадают, конечно, те формы, которые непосредственно конкурируют с формами, претерпевшими модификацию и улучшение.

В связи с этим Эд очень разочарован в Талибане и говорит, что именно они несут цивилизацию в этот «пещерный век»: «эти обезьяны только через 2-3 года догадались ходить в туалет с лопаточкой, зарывая всё за собой подобно кошкам. Им понадобилось несколько лет на осознание элементарной культуры, и только после того, как они стали находить полностью уничтоженные замаскированные стоянки своих боевиков, они смогли понять, что элементарная гигиена способна сохранить им жизнь. Если бы не наши пилоты и прививаемая ими культура - они бы срали под себя, как и все их предки»;




  • У каждого борта «Апача» есть свой номер, под которым они и фигурируют в официальных документах, несмотря на это в эфире у каждого вертолета есть своё прозвище-позывной, по которому к нему и обращаются. По словам Эда, в Афгане пошла традиция именовать каждый «Апач» по имени одной из американских порнозвезд;
  • Талибан назвал самым опасным оружием примененным против них в Афганистане - вертолет «Апач». Талибы неоднократно заявляли, что с любого пойманного (захваченного) пилота «Апачи» будет снята шкура живьем - это будет снято на видео и залито на Youtube;
  • Каждый пилот «Апачи», завершивший свою службу и вернувшись в США, по прибытии на Родину получает новую легенду и имя, особый почтовый ящик для переписки с государственными органами, больше никогда не голосует, не имеет права участвовать в бизнесе, его фото не может быть опубликовано без его письменного разрешения, его имя стирается из всех государственных БД. Вся его недвижимость перерегистрируется на нового несуществующего человека. Впрочем, как замечает в связи с этим Эд, «если вы что и поняли в Афганистане (и в армии вообще) - жизнь слишком коротка, чтобы волноваться»;
  • Вертолет через тепловизор способен обнаруживать следы свежих человеческих экскрементов на земле на дистанции в 1 километр. Эд шутит, что люди - ленивые существа, - они не ходят поссать дальше пару десятков метров от своего жилища. «Как правило, мы посылам 2-3 ракеты „Хеллфайр“ в места со свежим г@вном, чтобы как следует взрыхлить в окрестностях почву».
  • Кроме позывных, в эфире (несмотря на зашифрованный сигнал) пилоты и их координаторы также никогда не говорят про типичные действия прямым текстом, например, начало групповой боевой операции на низких высотах будет звучать примерно так: «медленно спускаемся с холма и трахаем всё стадо» (вообще-то, эта фраза - концовка популярного английского анекдота про быка - примечание автора);
  • Если я вижу внизу неопознанную полноприводную машину - это верная визитная карточка Талибана. Обычному афганскому крестьянину в жизни такой не купить. Вот почему мирно я не разминусь почти ни с одним замеченным мною с воздуха джипом;
  • Даже с кумулятивной БЧ «Хеллфайр» - хорошее противопехотное оружие, мощное и исключительно точное. Если ради прикола выпустить «Хеллфайр» по группе талибов, то первые признаки, что там вообще кто-то был, начинаются метров через 50;
  • При пуске «Хеллфайр» обратный отсчет звучит так: «Пять, ..., три, два один, ноль». По давней традиции пилотов слово «четыре» заменяется ощутимой паузой - чтобы дать кому-нибудь из командования возможность в последний момент отменить весь этот пизд@ц.


Previous post Next post
Up