_k1

Футюх: Перспективы образования в ресурсную Зиму, теорема Геделя и железные дороги ч1

Nov 04, 2016 20:36


Источник:  https://aftershock.news/?q=node/297194

Рассказ ниже интересен сам по себе, с точки зрения истории.  Заодно, он иллюстрирует как физически осмысленная инфраструктура дает национальному хозяйству новые непредвиденные ранее возможности и мощный толчок для развития регионов. Слово Футюху (Александр Башкуев).

Мне в личку пришел интересный вопрос:

Не скажете, как соотносится общая тенденция  направленности образования на обучение способу познания, а не сумме знаний (хотя и сумма знаний остается важным элементом, поскольку без определенной базы, некоторые способы познания недоступны), и Ваша концепция спирального развития и наступления Зимы?

Мой ответ:

Вам уже все объяснили. пока речь идет о сумме знаний, то люди могут в индивидуальном порядке из собирать под свои нужды, а когда речь идет об обучении определенным способом познания, то в пределе, вас обучат обращению с концептами "Лопата" и "Тачка", пусть "Лопата" при этом и окажется неким Томографом, а "Тачка" - компьютерной грамотности. Что характерно данное обучение окажется более эффективным в указанном приложении. Однако хитрость в том, что очень узкие специалисты в плане "Лопата" и "Тачка" оказываются очень уязвимы при малейших изменениях окружающей среды, что и показывает опыт эволюции - повидавшей на своем веку и саблезубых тигров, и большерогих оленей, и прочих тиранозавров с гигансткими ракоскорпионами. Проблема любой узкой специализации в том, что можно стать великолепным шорником, для того чтобы обнаружить, что Гери Форд запустил таки свой автомобильный конвейер, после чего у шорника возникают некоторые проблемы с его багажом полученных знаний. То же самое - люди часто даже не представляют откуда может прийти угроза. Вплоть до середины 19-го века город Бронницы считался некоронованною столицей российского ямского промысла, поэтому при появлении первых железных дорог - огромная депутация лучших местных людей пришла в руководство компании строящей Казанскую железную дорогу, для того чтобы та не вела железную дорогу через Бронницы, ибо это угрожало началу конкурненции в перевозках между ямщиками и данной железкой. Была уплачена огромная взятка для того, чтобы железная дорога в этом месте сделала крюк и прошла не по огромным, развитым и очень богатым Бронницам, а через мелкий в те года занюханный - Воскресенск. Этим самым ямщики спасали свои доходы и рабочие места. Продолжать?

То есть с одной стороны - "учиться учиться" и "потом учиться" - мысль верная, но как только вы начинаете учиться не тому, что лично вам интересно и нужно, нельзя исключать варианта, что впихиваемые в вас методики эффективного обучения не есть методики обучения девайсу "Лопата" и девайсу "Тачка" со всеми из этого вытекающими. Ведь проверить в этом случае - чему вас именно учат - вы по факту не сможете, ибо теорема Геделя - справедлива как никогда именно в случаях сильно специализированного обучения. (Это он о том, что в рамках любой методологии всегда возникают аксиомы и постулаты в принципе недоказуемые в рамках данной методологии, и чем область вашей специализации уже, тем больше у вас таких аксиом с постулатами, - вплоть до предельного случая, когда система вырождается до девайсов "Лопата" и "Тачка", а вы лишь только думаете, что чему-то да выучились.

Теперь задайте себе вопрос - как именно вы сможете определить, что именно вам интересно и нужно за рамками вами же изучаемого, если вы уже направленно выращены в рамках определенной методологии, ибо Гедель со своими намеками о недоказуемости и вытекающей из недоказуемости - непознаваемости внешнего мира за рамками данной методологии - в этом случае оказывается прав - как никто.

А теперь мы возвращаемся строго к исходному пункту нашего разговора о том, что общеобразовательный процесс для Общества в целом оказывается неэффективен, ибо при общеакадемическом обучении - индивид получает слишком много никогда не используемой им информации - типа устройства далеких звезд, растворимости минеральных пигментов в различных растворителях и строении пестика у ананаса, или находимости определенных ископаемых лишь в определенных геологических отложениях - одновременно. Львиная доля этого материала данным учеником никогда не будет востребована, хотя для конкретного астрофизика, маляра, агронома или геолога она окажется очень нужной. Поэтому в условиях нарастающего ресурсного голода более практичным и эффективным окажется раздельное обучение маляров и геологов в рамках их строгой специализации, но в пределе это обучение приводит к усиленной генерации Крестьян так как в сущности это обучение именно девайсам "Лопата" и "Тачка", хоть с виду это не так и в конце обучения вы получаете не диплом заслуженного маляра, а ксиву о докторской степени по магнитно-резонансной томографии. Просто для одних профессий удостоверения маляра будет достаточно, а в других они печатаются на чуть лучшей бумаге и напечатаны чуть лучшими красками. Вот и вся разница.

И это все приметы - грядущей Зимы, в ходе которой именно Крестьянство станет самой производительной квадрой, но увы и ах оно постепенно окажется в полном ментальном закабалении у Духовников, которые и создают определенные методологии обучения, готовя тем самым очередной Ренессанс и - приход новой Весны человечеста.

Интересная мысль. Вся разница между духовниками и крестьянами во время Зимы сведется к тому, что духовники умеют учиться тому, чему никто не учит - самостоятельно придумать новую "лопату" из кусков существующих, а крестьяне не могут сами управлять процессом познания и могут лишь пассивно учить то чему их учат. Поэтому пока у крестьян-ямщиков не появится курс машиниста поезда они будут цеплятся за работу ямщика.

В условиях ресурсного голода и выросшей сложности специализироваться будут все. Но разница между духовниками и кресьянами будет как раз в том, что крестьяне не в состоянии генерировать новые знания на основании имеющейся информации, а только обслуживать "лопату", поскольку крестьяне не могут сами учиться новой "лопате" пока не появился курс обучения ей. В то же время духовники, внешне выполняя работу ту же что и крестьяне, за счет возможности постоянно учиться новому самостоятельно смогут создавать новые "лопаты" собрав их из существующих компонентов. За счет этого духовники к концу Зимы займут верхние этажи стремительно крестьянизирующейся структуры общества.

Я не стал ставить вам ни плюс, ни минус по этому сообщению, просто потому, что вы попали в незаметную ловушку, которую я поставил на пути вот таких как вы - верхоглядов. Дело в том, что вы ошиблись с оценкой описанного мною случая с Бронницами - чуть больше чем полностью. Не было в этой истории никаких крестьян-ямщиков, которым надо учиться и учиться до машинистов поезда, но вы не могли знать всех подробностей, так как "узким специалистам" знать о них не интересно и с виду - и незачем. Собственно эта история знаменита именно тем, что решение по обходу Бронниц принималось богатейшими людьми московской губернии, которых консультировали - специально принятые для этого в ямскую гильдию - два бывших "дружки министров" Почтового Ведомства и Министерства по Эксплуатации Публичных Зданий, к которому относились в те годы - Железные дороги. Мало того, оба этих перца были членами Масонской Ложи "Великий Восток" и данный вопрос дискутировался на самом высшем масонском уровне, прежде чем по нему были выданы рекомендации. То есть тот гигантский финансовый и экономический про... недосмотр, который при этом случился - уж точно лежит не на плечах простых ямщиков, но - на совести именно Духовников из масонов, которые "за деревьями не увидели леса". Что самоне удивительное - мало было купцам-миллионщикам из города Бронницы мнения книжных масонов, они спрашивали совета у главного инженера по строительству Северной (Ярославской) железной дороги (хозяин Савва Мамонтов) и руководителя по обучению машинистов подвижного состава с Николаевской железной дороги (государственная дорога) и они оба оставили под экспертным заключением свои подписи. И что самое смешное - и тот, и другой были правы!

Я же специально спросил всех в моем тексте стоит ли мне эту историю продолжать? Я имел в виду - все ли вам тут понятно? Судя по вашему тексту - вам все тут было понятно и тупые крестьяне-ямщики конечно ни за что не понимали того, что известно всякому машинисту. Хорошо.
Previous post Next post
Up