Дерево «выслушает» всё, не перебивая, дерево не отвергнет, не станет запрещать плакать и быть такой, какая вы есть. Не станет требовать быть такой, какой удобно видеть вас окружающим. В этих отношениях гарантирована безопасность и свобода от различных страхов: страха отвержения, осмеяния, непонимания и тому подобных.
Но.
Дерево не скажет слова утешения, не обнимет, не согреет, не поддержит так, как это может сделать человек.
Люди выбирают деревья в качестве собеседника и мифологизируют их в случае, если у них не получается в жизни выстроить теплых доверительных отношений с окружающими.
Это может происходить по разным причинам, в первую очередь из-за недоверия, которое формируется как результат непрожитого возрастного кризиса по Э. Эриксону, который является автором теории психосоциального развития личности.
Согласно этой теории на первом году жизни ребенок формирует базовое доверие или недоверие к миру.
В норме мать новорожденного продолжает быть для него своеобразной «маткой» даже после рождения, защищая от внешнего непонятного мира, гарантируя безопасность, питание и комфорт.
Однако некоторые мамы в силу различных обстоятельств не обеспечивают физического и эмоционального участия в жизни ребенка. Такая мать часто отлучается из дома, не реагирует на плач ребенка, не берет его на руки, не утешает, или наоборот - реагирует криком, с раннего детства давая понять, что проявлять чувства недопустимо, проецируя таким образом собственные комплексы на беззащитного ребенка, который делает вывод, что мир непостоянен, тревожен, небезопасен и доверять ему, в общем-то, нет оснований.
В дальнейшем такие дети растут замкнутыми, склонными «держать всё внутри», «накапливать проблемы», т.к. открывать свой внутренний мир другим людям им небезопасно. А потребность открываться, «изливать душу», выговаривать наболевшее сохраняется. Поэтому многие используют деревья как молчаливых слушателей, замещая ими близких людей или психотерапевтов.
Тем более, что у всех нас есть генетическая память о язычестве предков, которые поклонялись деревьям, а поведение предков во многом обуславливает выбор поведения здесь-и-сейчас.
Кроме того, в кризисных ситуациях у людей в силу глубинного регресса активизируется т. н. «магическое мышление», при котором они склонны верить в волшебную силу, которая может решить все их проблемы в одночасье. Это удобно - проще один раз закодироваться от сглаза и порчи, чем кропотливо прорабатывать свои проблемы с психологом. Психологам и психотерапевтам тоже достается от магического мышления. Такие клиенты наделяют нас сверхспособностями, и требуют от психолога того же, что, например, от бабки-шептуньи. Нет, мы не читаем мысли на расстоянии, не заряжаем крэмы, мы обыкновенные люди, целью своей работы видящие помощь другим людям в вопросах поведения, мышления, чувствования. Правда, чаще люди обращаются за помощью уже когда вопросы становятся проблемами: с тревогой, неуверенностью, подавленностью, личным или семейным кризисом.
Мы помогаем стать более свободными, сотрудничая с клиентами. Зачастую это альтруистическая деятельность, например, виртуальные консультации. Я например, охотно отвечу на короткий вопрос (на один абзац) т.к. могу себе это позволить.