Люди не нужны: индустрия

May 03, 2016 17:52



За последние 100 лет зависимость индустрии от человеческого труда снизилась на порядок. Сейчас в среднем до 75-85% всех производственных процессов уже автоматизировано, и этот показатель растет с каждым годом. Разумеется, есть отрасли где процесс идет быстрее, а есть те, где этот коэффициент уже достиг 90% и даже выше.

Если взять такую консервативную отрасль как металлургия (относительно консервативную, порядок смены технологических укладов в ней укладывается в ступеньку в 20-30 лет), то в 1910 году на сталеплавильном заводе в США (самой передовой стране тогда на планете) с объемом производства в 1 миллион тонн стали (беру с коэффициентом, надеюсь это понятно) было занято от 15 до 20 тысяч человек. Плюс-минус, скорее даже больше.

Сейчас крупнейший в США и 15-й по величине в мире производитель стали United States Steel Corporation (основана в 1901 году, по образцу заводов этой компании строился Магнитогорский меткомбинат, кстати) производит совокупно на своих предприятиях (не только в США) около 20 миллионов тонн стали и имеет выручку в 11,5 миллиардов долларов. Общая численность сотрудников компании по всему миру составляет около 36-37 тысяч человек (при этом далеко не все из них - это производственный штат). Получается, что в этой компании на 1 миллион тонн стали приходится около 1800 человек штата в среднем. Это почти в 10 раз меньше, чем век назад. При этом на 1 сотрудника американской корпорации приходится ежегодно почти 311 тысяч долларов выручки.

Однако, United States Steel Corporation не самая продвинутая компания в области черной металлургии в мире. Возьмем самую крупную в мире сталелитейную компанию - люксембургскую ArcelorMittal с годовым объемом производства до 100 миллионов тонн стали и стальной продукции. Выручка - около 64 миллиардов долларов, штат по всему миру - 210 тысяч человек. При этом штат свой компания активно сокращает, ибо "нахватала" в свое время совершенно разные активы (например, после приобретения украинской Криворожстали штат этого комбината был сокращен с 60 до 30 тысяч человек). В итоге на 1 миллион тонн стали приходится чуть более 2100 человек штата, а на каждого сотрудника ArcelorMittal "падает" доля от совокупной выручки концерна в 305 тысяч долларов. Показатели очень близки к United States Steel Corporation.

Один из лидеров в мировой черной металлургии - это южнокорейская корпорация POSCO. 42 миллиона тонн стали и стальной продукции годового производства, выручка в 61 миллиард долларов, около 29 000 сотрудников по всему миру. 1 миллион тонн продукции приходится на 1450 штатных сотрудника и на каждого из них приходится примерно 520 тысяч долларов выручки в год.

Советские насекомые гордятся тем, что благодаря сталинской "индустриализации" СССР в 1939 году увеличил производство черных металлов более чем в 4 раза по сравнению с "отсталой царской Россией" образца 1913 года - около 17,5 миллионов тонн против 4 миллионов тонн стали. За этот же период (с 1921 по 1939 годы) крошечная Финляндия без всяких сказочных джугашвилевых, колгозов, комиссаров и "самого передового в мире учения" увеличила производство стали в... 8 раз.

Сейчас финский концерн Outokumpu (основан в 1932 году) производит (данные 2015 года) около 2,4 миллионов тонн стальной продукции (в основном в виде проката), имеет выручку в 6,4 миллиарда евро и штат компании составляет около 11 тысяч сотрудников по всему миру. Грубо говоря, на 1 миллион тонн продукции с высокой добавленной стоимостью финская компания "содержит" штат в 4,6 тысяч человек, но при этом на каждого сотрудника приходится годовая выручка в размере 582 тысяч евро! Это почти в 2 раза выше, чем у United States Steel Corporation (но никакого секрета нет, повторю еще раз - продукция финской компании приводится в объеме продукта с повышенной добавленной стоимостью - т.е. проката, а не готовой стали - crude steel).

Можно еще побегать по списку крупнейших сталепроизводителей в мире, у кого-то эффективность будет выше, у кого-то ниже, но сейчас на 1 штатного сотрудника сталелитейной компании в мире приходится несколько сотен тысяч долларов годовой выручки и примерно 450-650 тонн стали в товарном весе. При этом надо понимать, что непосредственно производственные кадры (т.е. дяди в цехах) в штатах у компаний занимают где-то 50-60% от силы. Остальное - офисные клерки, сотрудники филиалов, управляющей компании, люди в логистике, снабжении, маркетинге, аналитике и так далее.

Какова же мировая тенденция? Она проста - уменьшение штата и повышение эффективности. За счет чего? Прежде всего, за счет внедрения новых технологий, нового оборудования и автоматизации процессов.

В каком состоянии сейчас черная металлургия РФ? Например, лидер отрасли - Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) олигарха Владимира Лисина с годовым производством 16 млн тонн стали и выручкой в 11 миллиардов долларов и штатом в 30 тысяч человек (данные за 2013 год и без учета NLMK Group). Это 520 тонн стали на одного сотрудника и 365 тысяч долларов годовой выручки. Это неплохо, это вполне на мировом уровне и даже выше (например, у ThyssenKrupp AG на 1 штатного сотрудника приходится что-то около 280 тысяч долларов выручки). Тем не менее, в ближайшие годы НЛМК будет... правильно, сокращать свой штат. Хотя и не афиширует этого (типа, социальная ответственность рулит).

Другая российская компания - "Северсталь", например, имея годовое производство в 14 миллионов тонн стали и выручку в 14 миллиардов долларов, сократила штат своих двух основных российских производственных дивизионов - "Российская Сталь" и "Северсталь Ресурс" с 67 тысяч человек в 2011 году до 59 тысяч человек в 2013 году. В 2014 году численность персонала этих двух дивизионов снизилась еще до 53 тысяч человек - 39 тысяч в "Северсталь Российская сталь" и 14 с небольшим тысяч в "Северсталь Ресурс". Сокращение продолжилось и в следующие годы, сейчас совокупная численность сотрудников двух дивизионов уже меньше 50 тысяч человек и получается, что за 5 лет олигарх Алексей Мордашов избавился от 18-20 тысяч сотрудников (чуть менее трети первоначального на 2011 год штата). Понятно, что цели благие:

По словам представителей компании, речь не идет о простом сокращении штата - места освобождаются за счет повышения автоматизации, общей эффективности производства и в последнюю очередь в результате оптимизации численности сотрудников.

В некоторых отраслях все жестче. Например, в алюминиевой отрасли рубка штатов идет еще более бодро (там как пример была Alcoa и РУСАЛ).

Поэтому когда евразийские дурачки плачутся о том, что дескать "некому в россиюшке работать", мол, надо завозить таджиков и других "друзей Сапожника", а еще им не хватает "квалифицированных кадров" и вообще пора "ставить офисную плесень к станку", хочется дико и злорадно смеяться. Опоздали. На интеллектуальную помойку строем шагают и откровенно сумасшедшие персонажи, навроде заведующей лабораторией миграции населения Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанны Зайончковской. Полоумная тетенька 6 лет назад живописала ужасы "демографической ямы" и необходимость в спасительном "неквалифицированном труде".

Тогда как везде в мире и в РФ в частности, неквалифицированный труд уже маргинализирован и экономически невостребован, а квалифицированный дорожает при одновременно низком количественном спросе (роботы побеждают, да). Грубо говоря, профессиональные рабочие, инженеры и технологи становятся штучным товаром, а потребность даже такой консервативной отрасли как черная металлургия в них падает и будет далее падать. Каждая МНЛЗ (машина непрерывного литья заготовки) с дуговой печкой избавляет от работы пару-тройку-пятерку сотен "гаврил" в горячем цехе.

В индустрии с каждым годом потребность в людях падает. Собственно, как и везде. Сельским хозяйством в западной Европе занимается от силы 2-3-4% от экономически активного населения (в ФРГ - около 1%), индустрией - 15-20% (в ФРГ - 25% в 2014 году и 33% в 1998 году).

Миру не нужны ни новые "великие аграрные державы", ни новые "великие промышленные нации". Люди вообще в производстве уже не нужны и с каждым годом их занятость там будет лишь снижаться. Те, кто не успеют в этом марафоне, сойдут с дистанции.

P.S. Очень хорошая и дельная статья из 2014 года.



Черная металлургия, Демография, РФ, Индустриализация

Previous post Next post
Up