Многия знания - многия печали, или О вреде высшего образования.

Oct 01, 2007 13:31

Исторически так сложилось, что уровень образования является одним из важнейших критериев в личностной оценке человека и служит мерилом социальной значимости индивида. Все здравомыслящие родители стремятся дать своим детям достойное образование, или, по крайней мере, то, на которое хватит денег, и весьма огорчаются, когда "верхи не могут, а низы не хотят" - т.е., когда средства (блат, возможности и т.п.) на обучение имеются, а неблагодарный отпрыск либо не желает портить молочные зубы о гранит науки, либо банально слишком туп для поступления в милое сердцу родителей учебное заведение. В особо запущенных случаях диплом просто покупается, но это не наш пациент.

С практической точки зрения диплом о высшем образовании у отдельно взятого индивида гораздо более необходим не этому индивиду, а обществу. Все очень просто: любая социальная группа, будь то семья или целое государство, имеет своей целью всего две вещи - самосохранение и развитие, а индивид, входящий в общность, обязан прежде всего заботиться об интересах общества, и лишь потом - о своих собственных. Задача же общества в таком случае - сделать для индивида достижение общественных целей более привлекательным, и делается это обычно путем поощрения их достижения какими-либо, сравнительно незначительными и необременительными для государства личными благами.

Возьмем первую задачу общества: самосохранение, т.е., стабильное появление новых членов общества и недопущение демографического кризиса. Обычно государство идет к этой цели двумя путями: стимуляцией рождаемости и привлекательными условиями для иммиграции, причем второй путь заведомо менее предпочтителен, т.к. он обычно нарушает национальную структуру общества и вызывает недовольство коренного населения. Что у нас и наблюдается: повышение "детских" выплат вкупе с "президентским капиталом" вызвало резкий рост рождаемости, несмотря на неубедительные отрицания этого очевидного факта - в данном случае государство, если так можно выразиться, "покупает" у населения новых членов общества: вы нам второго ребенка, чтобы было кому строить развитой капитализм, а мы вам - 250.000. При этом особо не афишируется, что один раз откупиться четвертью миллиона (что, в общем-то, не такая уж потрясающая сумма, если разбить ее на десяток лет) получается на несколько порядков дешевле, чем создать нормальные условия для естественного увеличения рождаемости: повышения общего уровня жизни в стране, социальных гарантий материнства и детства, разрешения жилищного кризиса - все проблемы государственного масштаба, ограничивающие демографию давно изучены, а пути их решения всем известны.

Но вернемся к нашим баранам. Диплом о высшем образовании у члена общества гораздо более полезен обществу, в то время как для индивида он ничего, кроме проблем, не сулит. Это как с рождением второго ребенка: государство предоставляет некую сиюминутную выгоду в виде определенной суммы и получает дополнительную социальную единицу, однако, не обеспечив ее достойными условиями для жизнедеятельности и не предоставив никаких дополнительных социальных гарантий - вы свои деньги получили, дальше думайте и разбирайтесь сами. В части образования государство повышает профессиональную квалификацию своих членов, стимулируя их дополнительную общественную полезность некими личными неимущественными благами - т.е., перспективой получения более престижной работы и, как следствие, более высокой зарплаты. Замечу, что эта перспектива декларируется государством, но фактически никак им не гарантируется. Общество получило повышенную квалификацию своей составляющей единицы, повысив тем самым, пусть на немного, свою общую потенциальную профессиональную ценность, обеспечив выполнение второй главной задачи - развития.

Но разве человек становится счастливее от получения образования вообще и высшего образования в частности? Отнюдь. Получение большого об'ема разносторонних знаний на протяжении достаточно длительного периода (5-6 лет института, а это, как не крути, в среднем целых 10% общей продолжительности социально активной жизни) предполагает значительные изменения сознания и самоопределения личности в сторону усложнения. Чем больше человек узнает, чем больше понимает в организации тех или иных жизненно важных процессов общества, тем больше усложняется его собственное восприятие и мироощущение. По сути, получая высшее образование, человек выполняет задачу развития общества ценой неоправданного, насильного и зачастую абсолютно ему ненужного усложнения собственной личности, получая взамен перспективу незначительного (по сравнению с материальными и моральными затратами на получение образования) и негарантированного увеличения заработной платы, плюс нематериальное благо в виде теоретической возможности занять более высокий социальный статус, который является не более чем искусственно поддерживаемая социумом классификация индивидов по степени общественной полезности. Замечу, что рассматриваются обычные люди, которые самостоятельно получают образование ради вышеописанных перспектив, и в расчет не берется прослойка обеспеченных индивидов, получивших псевдовысшее образование - т.е., тупо купивших диплом, не получив при этом соответствующих знаний и профессиональных навыков, для них все наоборот: социальное положение и материальное благополучие уже обеспечено, а диплом является лишь формализованным подтверждением личностного статуса.

Возьмем простого человека, не обезображенного высшим образованием - например, токаря на заводе. А теперь, внимание, вопрос: как вы думаете, кто считает себя более счастливым - этот токарь или, к примеру, начальник ИТ-отдела (менеджер средней руки, юрист калибра, скажем, адвоката и т.п.)? Причем мерилом счастья должно выступать исключительно собственное мироощущение каждого отдельно взятого индивида, а не навязанные обществом стандарты в виде социального статуса и прочих полезных для него, общества, признаков. Смею вас заверить, что среднестатистический токарь гораздо более счастлив, нежели среднестатистический специалист с высшим образованием, в силу того, что токарю, как имеющему менее сложную организацию личности, для ощущения себя счастливым необходимо гораздо меньше факторов. Что нужно для счастья токарю? Выполнить план на работе. Пожрать борща вечером. Трахнуть жену перед сном. На выходные выпить водки с мужиками да потрепаться за политику. И еще простые человеческие радости - чтобы дети были сыты-обуты-одеты, ну и какое-нибудь хобби для полного комплекта: рыбалка, собирание спичечных этикеток или пиздинг с завода полезных в хозяйстве вещей. Все! Такие небольшие, простые и понятные человеческие радости, которые он, если не полный идиот, не алкаш и тунеядец, может с легкостью себе позволить. Зарплата? Я вас умоляю, средний квалифицированный токарь получает в несколько раз большую зарплату, чем средний не менее квалифицированный специалист с высшим образованием или представитель офисного планктона, которому к тому же для счастья нужно гораздо больше намного более сложных вещей, сложенных в единственно необходимую для счастья конфигурацию, которая может быть в одночасье разушена какой-нибудь мелочью.

Здоровье и физическое развитие тоже не в пользу высшего образования. Преусловутый токарь гораздо здоровее и физически более развит чем, к примеру, ИТ-специалист. Первый работает практически на свежем воздухе, занимается физическим трудом, снимает нечастый стресс рюмочкой, ездит на рыбалку, охоту или по грибы, регулярно питается и живет половой жизнью. Второй сидит в офисе с воздухом, перенасыщенном пылью и положительными ионами, зарабатывает гемморой и эректильную дисфункцию от сидячей работы, шейный остеохондроз и снижение зрения от компьютера, тики и ту же самую эректильную дисфункцию от нервов, на выходные если не разгребает очередной завал на работе, то блаженно отсыпается допослеобеда, вставая с головной болью до вечера, дети должны быть не просто одеты-обуты, как в первом случае, но им еще необходимо дать достойное образование плюс куча всего, да и вообще какие дети, вы про эректильную дисфункцию разве забыли?

Сухой остаток? Получая высшее образование, человек добровольно: гробит до 10% сознательной жизни на насильное получение сомнительных знаний с довеском в виде усложнения собственного мироощущения, что ничего, кроме проблем, в итоге не приносит - впоследствии ему гораздо сложнее будет ощущать себя счастливым, потому что гипотетические преимущества образования никак не дотягивают до несоразмерно возросших реальных потребностей. Он заранее прощается со своим здоровьем, пожизненно заточая себя в офисе. Он обрекает себя на меньшую зарплату. Более того, он будет гораздо менее ценен для коллектива, т.к. в результате гиперперепроизводства за последние 10-15 лет разного рода юристов, экономистов, ИТшников, менеджеров и ликвидации рабочих специальностей как класса: любому ИТ-специалисту замена найдется в течение суток, а квалифицированного токаря днем с огнем не сыщешь, с ним здоровается за руку директор завода, ему выписывают к дню рождения персональную премию и дарят значок "Почетный токарь". Более того, у токаря заведомо сильнее жизненная позиция, потому что он ощущает свою причастность к большому и нужному делу. И когда на том свете встретятся наш токарь и, к примеру, ИТ-специалист, и спросят, друг у друга, кто чем занимался при жизни, токарь скажет: "В мире работает миллион экскаваторов, они строят дома и поворачивают реки, и вот в каждом из них есть одна важная деталь, без которой машина не будет работать, эти детали выточил я. Благодаря моему скромному вкладу возводят города и цветут поля, а что сделал ты?" И специалист с высшим образованием смущенно скажет: "А я всю жизнь настраивал серверы и маршрутизаторы под Unix, которые через пару лет были нахуй никому не нужны".

Да что там далеко ходить, посмотрите, вот идет нам навстречу честная пролетарская пара: он - токарь шестого разряда на градообразующем предприятии, она - заслуженная ткачиха. Лица светятся радостью, они здоровы, у них трое детей, старший уже работает слесарем на отцовском заводе, держит честь фамилии, младший учится на сварщика, а дочка хочет стать поваром. Они идут с дня рождения одного из многочисленных друзей - такого же простого работяги. У них достаточно денег, чтобы позволить себе раз в год отдыхать на море, у них неплохая машина - простая отечественная "десятка", у них хорошая трехкомнатная квартира, их уважают на работе, им совсем немного нужно для счастья - все это у них есть, и они с ч а с т л и в ы. Они твердо стоят на ногах и с уверенностью смотрят в завтрашний день. А теперь давайте взглянем на другую пару, он - менеджер средней руки крупной фирмы, она - кредитный эксперт небольшого банка. Лица состредоточены, руки сжаты. Ему нужно срочно ехать на повышение квалификации, иначе ретивый новичок из соседнего отдела, обласканный шефом, который не прочь поддержать, как он выражается, "здоровую конкуренцию в коллективе", займет его место. Она не может забыть странного вида мужика с наколкой, взявшего сегодня кредит, ведь в случае невозврата ей не дадут квартальную премию, которая очень нужна - заплатить за солярий, нужно сходить на маникюр, и не пропустить модную распродажу в Мехх. Они давно могли бы пожениться, но от этого столько проблем - руководители предпочитают одиноких волков, которые смогут полностью отдаться работе с внеурочными и работой в праздники. Встречи пару раз в неделю, быстрый секс, если у него получится, ее слезы, когда он прямо из постели убегает на очередную деловую встречу. Дети? Что вы, все силы брошены на карьеру и зарабатывание денег. Они счастливы??

Сила Советского Союза была в том, что общество не стремилось к усложнению, наоборот, поощряя простое человеческое счастье. Признавалась социальная ценность не высшего образования, а наоборот, простых рабочих специальностей - тех же токарей, слесарей, трактористов и комбайнеров. Однако, в то же время гарантировалось (а не просто декларировалось, как сейчас) получение высшего образования - было бы желание. Любой труд был почетен - не хочешь усложнять себе жизнь и иметь простое понятное счастье, иди на завод. Хочешь проблем на свою задницу - добро пожаловать в ВУЗ со всеми из этого вытекающими. Прослойка мажоров (раньше детей партийных бонз, сейчас - детей олигархов разного калибра) существовала всегда, их в расчет не берем. Рабочих людей было на несколько порядков больше, а народ в целом был гораздо более счастлив, чем сейчас. Потому что раньше результаты труда были видимы всем: города строили, целину вспахивали, в космос летали, и каждый ощущал свою причастность к общему большому делу. Государство создавало условия для своего развития - не путем "выкупа" второго ребенка за 250 тысяч, а просто обеспечивая социальное развитие, гарантируя рабочие места, создавая условия для достойной жизнедеятельности - ведь простому человеку для счастья нужно совсем немного. А сейчас что? Миллионы людей сидят в офисах, обрабатывают невероятную тучу информации, и, по сути, абсолютно ничего не производят, а следовательно, по большому счету, все они (и вы, и я) совершенно ничего не делают. Эти люди не ощущают своей нужности и причастности к общему делу - красивые цифры в годовом отчете, при всем желании, сложно назвать чем-то реально значимым, выписанная внеочередная премия тут же бесследно растворяется в оплате все возросших и зачем-то так необходимых на пути к счастью потребностей. Но разве, получив высшее образование, дослужившись к 40 годам до главного менеджера или ведущего эксперта, купив иномарку в кредит, человек стал счастлив? Нет! Он стал гораздо более несчастен, чем тот самый токарь, который спокойно точит на своем станке нужные бодылки, вовремя приходит домой, ест борщ, трахает на ночь жену, ходит на рыбалку с друзьями и точно знает, что у него есть все необходимое для счастья.

Вышеописанное очень наглядно показано в известном фильме "Москва слезам не верит". Он - "слесарь высшего разряда", счастливый от того, что занимается любимым делом, что его ценит коллектив и руководство, у него хорошая зарплата и верные друзья. Он не хочет учиться и становиться начальником, потому что знает, что станет от этого несчастным. Она - директор фабрики, убившая лучшую половину своей жизни на достижение этого поста, у нее большая квартира, машина и все атрибуты зажиточного человека тех времен. Но разве она стала счастливой, получив все это? Наоборот.

Я отнюдь не против высшего образования, как может показаться. Я против того, что высшее образование навязывается нам как атрибут, совершенно необходимый для достижения тех или иных карьерных вершин, которые выгодны обществу для своего развития, но которые не делают нас хоть капельку счастливее.

P.S. Мне в свое время приходилось работать токарем.
Previous post Next post
Up