Сегодня щёлкнуло.
Как мне кажется, я понял причину распространённости заблуждения "Атеисты верят в отсутствие Бога", или,
цитируя Носика: "Неверующий кичится, что он НЕ верит ни во что, а на самом-то деле он ВЕРИТ В НИЧТО, хотя это Ничто точно так же недоступно его восприятию, как и наш Бог
(
Read more... )
Reply
Reply
Простите, что именно "это"? То, что я реально страдаю, а не делаю вид? Или что именно?
Моё личное страдание очень даже попадает в сферу моего опыта. Что же до остальных... когда-то я понял, что я - человек, сопоставляя себя с другими людьми. Понятно, что я делаю выводы об их мыслях и ощущениях по их поведению.
Я бы попросил таки уточнения, что именно Вы понимаете под душой. У меня есть ощущение, что разделение Вы проводите так: есть душа - значит, это существо (мыслит и страдает), нет души - значит, граммофон (имитирует мысль и страдание). Но я не уверен, что полностью Вас понял, хотя бы потому, что такое понимание души противоречит многим религиям, в том чисе христианству; собака - явно не граммофон, то есть должна обадать душой.
Кстати, образ "граммофон" в этом контексте принадлежит Станиславу Лему: это он такой умный, а не я.
Тем не менее, не признаваея ее существование, мы признаем отсутствие какого бы то ни было отличия нас от сложных автоматических устройств, вам не кажется?1. А какие трудности у ( ... )
Reply
Reply
В общем-то да.
Полностью детерминированный автомат - это граммофон,...
Да.
... а автомат построенный на принципах нейросетей и прочих модных недетерминированных штуках - это существо?
Нет.
Противопоставление странное. "Детерминированному" противоположны "свободный" и "стохастический", но никак не "сделанный из нейросетей" :).
Если передо мной свободный объект, который способен сам управлять своим состоянием - это существо. Из чего оно сделано - не так важно.
Собака - явно не граммофон. Откуда это явно?
Хм-м-м-м... а человек - не граммофон? :) Как можно сделать такой вывод?
Есть ощущение, что она-то уж точно граммофон хотя по причине отсутствия того места, которым можно думать
У меня нет такого ощущения - именно потому, что амёбе отнюдь не присуща определённость реакций, зато присуща некоторая свобода.
Так вот - на каком месте от амебы к человеку происходит превращение из граммофона в существо?Вот здесь и есть разница. Я не вижу между человеком и ( ... )
Reply
Такой вывод можно сделать по себе(я не граммофон), и на основании того, что другие люди относятся к тому же виду и вообще очень похожи, распространить на них тоже(значит они тоже не граммофоны):)
>Вот здесь и есть разница. Я не вижу между человеком и амёбой скачков.Различия человека и амёбы, если можно так выразиться, монотонны. Во всяком случае, взрослый здоровый шимпанзе по интеллекту стоит на уровне примерно 5-7-летнего ребёнка, то есть далеко превосходит умственно отсталых людей
Хм-м-м-м...различия не видите между человеком и амебой, а пример приводите про шимпанзе;) Давайте уж тогда про амебу - на каком она там уровне интеллекта и свободы воли? Одноклеточный и многоклеточный организм - ну если это не скачок, а монотонное изменение...
Reply
>У меня нет такого ощущения - именно потому, что амёбе отнюдь не присуща определённость реакций, зато присуща некоторая свобода.
Мне кажется, я смогу написать программу, моделирующую поведение амебы весьма близко к оригиналу. Может я конечно слишком мало знаю про амеб и переоцениваю свои возможности...Вообще, /dev/urandom тоже присуща определенная свобода :)
>А поскольку я не вижу места скачкообразного изменения чего бы то ни было, мне как-то и душа не нужна :).
Мне она в общем-то тоже не нужна, если понимать ее как некую эфимерную хрень, сидящую в нас. Я ее понимаю как некое свойство, появляющееся у организмов с очень сложным мозгом. Так сказать, фазовый переход из состояния граммофона в состояние существа. Даже вода охлаждается не монотонно..
Мне было интересно Ваше мнение по поводу "души", так что спасибо за ответы!
Reply
Leave a comment