с кровавым подбоем: "Роман" по М.Булгакову в Театре Армии, реж. Александр Лазарев

Jan 23, 2025 14:23



Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!

Коль скоро значительная часть парадно-официальных интерьеров в фильме "Мастер и Маргарита" Михаила Локшина снималась в стенах пятиконечного "театра-звезды" и на экране они, к тому же на фоне почти воображаемой Москвы, исключительно узнаваемы -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4773306.html

- сам бог (ну или черт, если угодно) велел героям Булгакова приземлиться вскоре и на его сцене. "Мастер и Маргарита" - и благодарный, и рискованный материал для инсценировок - название "брендовое", ходовое, коммерчески беспроигрышное, особенно если в актерском составе числятся "звезды", но как работать с текстом, чтоб на выходе получить нечто прежде небывалое (иначе зачем вообще браться), проблема серьезная... То есть главный "затык" у театров, в первую очередь режиссеров, возникает не на том, как изобразить кота Бегемота или устроить полет Маргариты (это дело техники... но тоже, по большей части, получается до смешного нелепо), а как выстроить инсценировку, какую сюжетную линию взять за основу... Вот на Ордынке в театре погашенной Луны совсем недавно тоже поставили "Мастера и Маргариту", с подзаголовком "История любви", вопреки чему заглавных героев отодвинув при этом на второй план, а в центр внимания (обходясь при том без эпизода на Патриарших и вовсе без образа Ивана Бездомного) поместив фигуру Воланда, которого там воплощает худрук театра Евгений Герасимов; на Суворовской площади еще суровее поступили с первоисточником, здесь не только Мастер с Маргаритой, но и Воланд - по факту эпизодические роли, хотя Воланда играет Александр Домогаров, и не уверен, что все еще многочисленные поклонницы артиста удовольствуются лицезрением кумира в общей сложности, наверное, 10-, от силы 15-минутным (два с половиной появления за два акта представления), да к тому же в пластическом гриме, парике с челкой и свисающей на лицо прядью, поверх кожи и грима прорисованными (не только на лице, но и на руках с накладным "сатанинским" маникюром) синими жилками... то есть в имидже, придающем этому Воланду (не то что герасимовский получиновник-полубандюк, вполне земной и знакомый, свой, московский) сходство в меньшей степени с дьяволом, а скорее с восставшим из гроба трансильванским вампиром... и с соответствующими актерскими манерами. Композиционный радикализм инсценировки заключается в том, что спектакль начинается балом Сатаны, где Маргарита почти сразу получает обратно своего Мастера, и далее разыгрывается до самого эпилога, не считая редких (иногда вовсе бессловесных, инсталляционно-мимансовых) вкраплений комнаты с письменным столом и зеленой лампой (придирчивый взгляд отметит, что обстановка стола развернута от окна и писательского места к зрительному залу... напоказ), собственно "роман", как и было сказано, Мастером посвященный личности Понтия Пилата. Соответственно и главным героем постановки, фактическим бенефициантом оказывается исполнитель роли Пилата - заявленный в очередь Александр Балуев присутствовал на прогоне как зритель, а на сцене безраздельно царил Максим Аверин в антураже из массовки стражников, женско-детского танцевального ансамбля и (в начале 2 акта) четырех всадников, явившихся на армейскую сцену сквозь наконец-то раскрытые по такому поводу танковые порталы. Кульминационным и наиболее эффектным при таком раскладе логично предполагается эпизод казни - правда, хореография Михаила Колегова, на которую тут выпадает особая нагрузка (в части и содержательной, и зрелищной), едва ли помогает ощутить всю сложность момента, а от числа крестов на чрезвычайно густонаселенной против всякого здравомыслия Голгофе (распятий явно больше трех) позади многоголового гиперактивного кордебалета рябит в глазах... Да и в целом оформление, и общее постановочное решение спектакля выдержано в помпезной статике, допустим, органично вписанной в архитектуру театрального пространства, но все же более органичной для оперного, в крайнем случае мюзиклового формата; драме, а подавно трагедии, которую старательно играет Аверин, в ней осуществиться затруднительно - пафосная декламация, в которой Аверин, надо признать, убедительнее большинства своих партнеров, зачастую срывается на крик, от которого буквально закладывает уши; поверхностная аллегоричность сценографии Ольги Никитиной (вращающаяся на заднике видео-Луна, распадающийся к финалу на окантованные неоновыми трубками куски и напоминающий "глину" Урса Фишера дизайнерский "трон"-"склеп" Пилата в виде продолбленной внутри скалы ниши и т.п.) вкупе с хореографией, конечно, способны произвести визуальное впечатление, но от сути пресловутого "романа" отвлекают. Лаконичным и неожиданным придуман эпилог - вместо навязшего в зубах пересказа булгаковской концовки (где возвращенные было в домашний уют заглавные герои, испив присланного дьяволом вина, отправляются прямиком в вечность) мы просто видим опустевшую анфиладу комнат, включая все тот же писательский кабинет с зеленой лампой, а сквозь окна смотрим на утреннюю Москву... и такая развязка (она прекрасно обходится без хрестоматийного текста!) концептуально точна, она закольцовывает композицию театрального "Романа", где "сатанинская" линия, самая обширная по объему в исходном тексте, лишь служит "рамкой" для "романа" о Пилате, его страхе, его раскаянии... и искуплении. Как эта любопытная и смелая (на самом деле ведь как раз фельетонные похождения Воланда и его свиты - наиболее популярная и в литературном отношении удачная составляющая книги; а ее мистицизм и подавно морализм - устарел и выдохся) идея реализована средствами театральной выразительности - подробнее описать словами трудно... кому интересно - стоит, наверное, собственными глазами увидеть.





Previous post Next post
Up