"Мастер Репин" в "Новом Иерусалиме"

May 09, 2024 15:02



Прекрасно выстроенная и продуманная выставка о Репине как преподавателе Академии художеств; в экспликации не обойдены, даже подчеркнуты не самые выгодные стороны характера Репина-педагога, его многими отмеченная привычка резко менять впечатление и мнение об одних и тех же людях и произведениях на противоположное (при всей искренности проявлений...), но материал подобран отличный, из разных музеев, частных коллекций, очень много - из питерской Академии художеств и ее филиалов, куда не всякий БЛИ даст себе труд пойти. Первый раздел посвящен работе художников с "телом", и здесь пугающий гиперреализмом "Натурщик" Серова соседствует с пуантилистской "Обнаженной женской моделью со спины" Алексея Кокеля, а ню Кустодиева и Щербиновского - с Сомовым и Фешиным. Во втором собраны портреты и пейзажи, откровенно говоря, очень разного качества, но среди них немало отменных и редко выставляемых, издалека привезенных холстов, в том числе шедевральные портреты Малявина и Серова, сценки Осипа Браза, и среди прочего чудесная "Капуста" самого Репина. Третий раздел посвящен взаимоотношениям Репина с отдельными учениками, в первую очередь с Малявиным и Серовым. Что касается Серова - уже ради того, чтоб увидеть рядом портреты Драгомировой кисти Репина и Серова (первый из Русского музея приехал, второй из Татарстана), где модель в одном и том же костюме и даже в одном ракурсе изображена художниками в совсем разных техниках, стоит поехать на Истру! Плюс к тому прослеживается (хотя и не подчеркивается в экспликации) не слишком нынче ходовая "гражданская", а проще сказать, "революционная" тема, и опять-таки в творчестве не только Репина (как-никак из "передвижников"), но и Серова (ассоциирующегося сегодня вовсе не с "гражданской" или "народной" тематикой, хотя именно Серов вышел из состава Академии, став очевидцем побоища 9 января 1905 года, а Репин его отговаривал, из-за чего учитель с учеником поссорились). Да и просто выдающихся холстов в зале столько, что глаза разбегаются - тот же Малявин, и Грабарь, и замечательный Алексей Кокель (уже "лучизм", но подборка зала как раз и демонстрирует наглядно, что учитель предоставлял ученикам возможность идти каждому своим путем... да Репин и сам менялся с годами, осваивая технику импрессионизма, потом эстетику экспрессионизма - выставляется его позднейший "Гопак" из некой корпоративной коллекции, уже виденный ранее в ГТГ на персональной ретроспективе), и опять-таки Серов, Савинов, Сомов, ранний Бродский... не на один час вся эта роскошь!


























































































































































































































































































































































































































































































Previous post Next post
Up