Гитлера не так поняли: "Олененок" реж. Вероника Тофильская, Жозефин Борнебуш

May 06, 2024 19:00



"Если твою жизнь и жизнью то не назовешь, может ли ее кто-нибудь испоганить..."

Сериал основан на пьесе Ричарда Гадда, он же сам играет в нем главную роль, и судя по титру "основано на реальных событиях", его герой, комик-стендапер и начинающий сценарист - в большей или меньшей степени альтер-эго драматурга, а с его творчеством, хотя имя для меня оказалось новым, я косвенно раньше сталкивался, поскольку Ричард Гадд числится в соавторах еще одного британского сериала "Сексуальное просвещение", который я в свое время также удосужился не без интереса посмотреть. Сейчас адресная рекомендация по поводу "Олененка" была связана, впрочем, не с другими творениями Ричарда Гадда или какими-то популярными актерами, в нем занятыми (они мне тоже неизвестны и даже в лицо неузнаваемы), а с давнишним голливудским фильмом "Одинокая белая женщина", очень для меня лично, при всех его художественных, положим, недостатках, для меня важном на тот момент, когда я его, ровно 20 лет назад, впервые увидел:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/34821.html

На уровне событийном между "Одинокой белой женщиной" и "Олененком" мало сходства, но их завязки объединяет мотив вторжения одного человека в жизнь другого без явных, по крайней мере в начале, признаков насилия, то есть когда один другого в свою жизнь допускает более или менее добровольно, а потом, измученный, не знает, как отбрыкаться... да и хочет ли?.. Донни - шотландский парень, мечтающий стать популярным комиком-стендапером, но подрабатывающий барменом и проживающий в лондонской квартире чернокожей матери своей бывшей девушки в период, когда за его барной стойкой появляется толстуха и он, поскольку у той якобы нет денег, угощает ее чаем за счет заведения. Марта начинает ходить в бар каждый день, получает угощение в виде стакана колы, которую даже не пьет, потому что нужно ей не угощение, а Донни; что нужно Донни - собственно, вопрос, который и двигает сюжет; поначалу он разыгрывает типа шутку, позволяя Марте углубляться в свои фантазии насчет их взаимоотношений, Марта видит в них взаимную любовь и чуть ли не предстоящую свадьбу, а разочарованная, начинает преследовать, мстить, гадить... добирается и до настоящей возлюбленной Донни, которую он встретил после расставания с предыдущей, тоже чернокожей и при том трансгендерной, и до его  родителей, живущих в Шотландии... Первые четыре серии композиционно "закольцованы" попыткой героя подать заявление в полицию, и может быть, стоило этими сериями ограничиться - все, чем сериал меня привлек, в них уложилось. Оставшиеся три увели в предысторию и подоплеку встречи Донни и Марты - и сильно подпортили уже сложившееся впечатление: в них рассказывается, как 25-летний Донни после неудач в Эдинбурге со стендаперскими шутками, неловкими и несмешными - вроде того, что "Гитлера не так поняли", "я назвал свою дочь Адольфом" и т.п. - знакомится с 55-летним сценаристом популярного комедийного телешоу, по приезде в Лондон, встречаясь с девушкой (той прежней, уже чернокожей, но еще не трансгендерной, которая появится в его жизни впоследствии) и живя у ее матери, пропадает днями и ночами у бородатого старпера, благодарно принимает от него, советы, комплименты, обещания, перспективы близкой и большой славы, успеха, заработка... попутно накачиваясь на пару с ним наркотой и позволяя в полубессознательном состоянии ему у себя отсасывать, пока в один прекрасный день не обнаруживает, что тот его поимел... в буквальном смысле причем. Только что не разрывая на себя рубаху и не посыпая голову пеплом, усомнившийся в своей гетеросексуальности Донни слетает с катушек, занимаясь сексом со всеми подряд, желая уяснить, не гей ли он - а замаячившая перед ним Марта с ее пусть и нездоровым, зато искренним обожанием становится ему хоть и чересчур навязчивой, но по-своему необходимой "поддержкой", защитой от сомнений и тягостных раздумий.... Такой поворот и уводит от основной темы, и в принципе странновато выглядят комплексы не то что давно половозрелого и совершеннолетнего, а уже к своим почти 30 годикам несвежего, прежде срока истаскавшегося, да и от природы мало на прекрасного принца смахивающего мужичонки, живущего к тому же не в Чечне и даже не в Польше, а славатегосподи на Британских островах. Плюс к тому, с одной стороны, непонятно, что в нем такого исключительного увидел хоть и пожилой, но благополучный и довольно известный в своей профессии дядечка-сценарист, на влюбленность там и намека не видно, а удовлетворить похоть ему помогли бы, по-быстрому и без затрат на наркотики (не говоря уже о времени) какие-угодно мальчики, в актеры ли, в драматурги ли метившие... определенно и помоложе, и посимпатичнее... и посговорчивей нашлись бы! А с другой, удивительно, что подозрения в собственной гомо-, би- и тому подобной неправославной сексуальности запоздало возникают у переростка, который встречается, и мало того, влюбляется в женщину-транса, еще и чернокожую - при таком уровне внутренней толерантности для комплексов будто бы и места не должно остаться... Апофеозом несуразицы становится признание отца героя в ответ на исповедальные сомнения великовозрастного отпрыска в собственной "мужественности", что тогда, мол, и его нельзя считать "мужчиной", ведь он, вы подумайте, "рос в католической церкви" - с недвусмысленным намеком, что от католиков не один мальчик не уйдет во взрослый мир не изнасилованным.

Я кое-как утерпел и не выключил, досмотрел сериал до финала, который, в свою очередь, "закольцовывается" композиционно (заявление в полицию было "малым кольцом", а это уже "большое") тем, что герой оказывается за барной стойкой с противоположной стороны, в положении Марты, и случайный незнакомый бармен теперь его готов из жалости угостить... Марту к этому времени упекли-таки за решетку на 9 месяцев - как рецидивистку, потому что ранее она уже отсидела 4 с половиной года за "преследования", о чем Донни узнал почти сразу после их знакомства, но продолжал общение, терпел домогательства и угрозы, на свой лад сочувствовал бедняжке, подспудно ощущая психологическое с ней сродство... - а, понятно, сильнее ее жалел самого себя. И к поимевшему его во всех смыслах престарелому к(г)омику Донни тоже возвращается дорабатывать заброшенный сценарий - комплексы изживать долго и трудно, а кушать хочется всегда, но проблема, конечно, не только в неизжитом желании славы и денег, а в тех самых "комплексах", бороться с которыми полиция и суды не способны. Короче говоря, во всем виновата католическая церковь, а девушка-транс заслуживает жениха получше, до кучи, по нынешнему обыкновению, проект сопровождается контактами ресурса, куда следует обращаться за психологической поддержкой в аналогичных ситуациях, что превращает его по меньшей мере в затянутую социальную рекламу, если не в то, что у православных называется (всегда недоумеваю, что они имеют в виду - ну вот, наверное, нечто подобное...) "пропагандой гомосексуализма", и это досадно, потому что гомосексуальность, да и какая угодно сексуальность (а трансгендерные заморочки подавно) здесь ни при чем, и жирной стареющей (43 года) героине, какую бы похабщину она порой не писала герою в сообщениях, ласково называя "олененком" в память о любимой детской игрушке (еще и делая в телефоне смехотворные опечатки - я вот тоже никак не приспособлюсь к буковкам на сенсорном экране, и в чем-то ином, а в этом очень хорошо Марту понимаю!), ей от него - старому пидарасу не в пример... - вместо секса требуется скорее ответное внимание... потому они, вопреки физическому отторжению, доказанному судом преследованию и прочим отягчающим факторам, сближаются и смычка их неразрывна, даже угодив снова за решетку, она все-таки его, считай, добилась... впрочем, и бородатый сценарист, другими средствами, получил свое... что же касается героя - в конце концов, мы же смотрим теперь сериал Ричарда Гадда, снятый по его собственной пьесе и с ним в главной роли, "основанный на реальных событиях".
Previous post Next post
Up