В отличие от предыдущего концерта Юровского с Кремером -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3696421.html - вторая их совместная программа (а больше, кажется, Юровский в ближайшее время выступать в Москве и не планирует) не была приурочена к какой-либо исторической дате или теме, но в некоторой своей части все-таки оказалась "датской". Музыку Валентина Сильвестрова, которая после 2014 года вообще практически не звучала, в связи с 80-летием композитора все-таки начали кое-где, в основном на консерваторских площадках, исполнять, но вывести его за пределы камерных залов, видимо, только Юровскому сегодня и под силу. Несколько лет назад Юровский играл 3-ю симфонию Сильвестрова, "Эсхатофонию", сочинение масштабное, концептуальное, дирижер еще и выступил тогда перед исполнением с пространной разъяснительной, "просветительской" речью, но признаться, в тот момент меня симфония 1966 года не потрясла:
https://users.livejournal.com/-arlekin-/2407078.html Сейчас обошлось без слов, что, с одной стороны, обидно, а с другой, Серенада для струнных Сильвестрова, исполненная оркестрантами ГАСО стоя (по поводу такого формата Юровскому доводилось высказываться прежде, по случаю, кстати, "Метаморфоз" Р.Штрауса) сама о себе заявила. Я и без всяких "юбилеев" слушаю записи Сильвестрова больше, чем многих других композиторов, его музыка в моей жизни присутствует постоянно, и Серенада тоже - не самый сложный для восприятия, надо сказать, сильвестровский опус, но к ней и еще к более поздней "Тихой музыке" у меня особое отношение. Серенада, написанная в год моего рождения - вещь, по сути, камерная, и в пространстве большого концертного зала могла потеряться, к тому же дирижеру и исполнителям, откровенно говоря, пришлось сознательно преодолевать внутреннее (к счастью, не слишком выраженное напоказ) сопротивление значительной доли публики, даже к такому умеренному, вчерашнему, ничуть не радикальному "авангарду" не готовой - и, кажется, Сильвестров, Юровский и Ко победили: к моменту, когда у Сильвестрова в Серенаде пробивается вдруг и набирает силу в повторах мелодическая фраза, это стало понятно.
Но все-таки наличие в составе участников вечера Гидона Кремера автоматически выводило исполненный им и ему посвященный автором скрипичный концерт Виктора Кисина на первый план. Опус 2012-го года после Сильвестрова 1978-го (а сегодняшний Сильвестров совсем другое) производил впечатление чего-то второсортного, несвежего - при том что сочинение очень толковое, грамотное, всяко не нудное, и, нельзя не отметить, слушается без усилий, да и написано, похоже, с таким сознательным расчетом, чтоб сколько-нибудь подготовленная аудитория не чувствовала себя дурой: в структуре концерта находится место для опознаваемых рефренов, которые возвращаются снова и снова, а такая повторяемость в композиции непременно способствует ее облегченному "усвоению". Что не отменяет очевидного, по-моему, факта: все эти позапрошловековые и однообразные перкуссионные "эффекты", сходящие на нет пианиссимо в глиссандо струнных, жесткие ритмы рояля в оркестре и т.п. были актуальны для советских нон-конформистов 1970-х, а сегодня выглядят не просто устаревшими, но и наивными, с учетом того, как использовали, на каком уровне их отработали ну хотя бы Шнитке с Губайдулиной, не говоря про композиторов помельче классом. Оттого в еще большей степени, чем по поводу Скрипичного концерта Вайнберга тремя днями ранее, приходилось отвечать себе на вопрос: ну а если бы вот это вот играл не Гидон Кремер, а просто какой-нибудь талантливый умелый скрипач - много ли бы осталось от музыки? По моим ощущениям почти все ценное, содержательное в концерт Кремер вложил от себя, масштабом собственной личности привнес в материал мысли, которые советско-бельгийскому автору хорошо если задним числом оказались близки и органичны его партитуре. Оркестру вовсе делать было почти нечего, он словно скучал, честно, рутинно отрабатывая все задачи - с тем же успехом, пожалуй, Кремер мог сыграть одну свою сольную партию. И когда на бис скрипач, "закольцевав" таким образом композицию первого отделения, снова вернулся к Сильвестрову, исполнив его Серенаду уже для скрипки соло - место опуса Виктора Кисина окончательно прояснилось, но в любом случае знакомство с ним оказалось интересным, небесполезным - Юровскому и Кремеру спасибо.
Вторым отделением у Юровского с ГАСО шла "Альпийская симфония" Рихарда Штрауса. Вся эта линия - Вагнер, Малер, Р.Штраус, а также, сюда же, и Цемлинский, и проч. - для Юровского, насколько можно судить по его концептуальным циклам, по тому, как он обращается к ней регулярно и настойчиво - имеет особое значение, и можно было ожидать, что уж если Юровский Седьмую симфонию Малера рассматривает как образчик музыки чуть ли не "программно-изобразительной" (что он продемонстрировал в своем летнем абонементе), то "Альпийскую симфонию" Р.Штрауса, да вовсе и не "симфонию", если брать форму, а "симфоническую поэму", к которой подробная "программа", напоминающая план похода для пионерского отряда, прописана непосредственно автором, и подавно. С другой стороны, мне заранее думалось, что Юровский с его аналитическим мышлением и склонностью к метафизическим обобщениям увидит в "Альпийской симфонии" философскую аллегорию, чему, опять же, Р.Штраус определенно был не чужд (первоначально она вообще носила название "Антихрист", отсылающее к Ницше столь же недвусмысленно, как "Заратустра" или "Жизнь героя"). Ну то есть Юровский, может, аллегорию и увидел, но лично я, признаться, таковой не услышал. Исполнение вышло прекрасным, захватывающим - но "программным" лишь в том смысле, что сменяющиеся оркестровые картинки вполне соответствовали описанным в последовательности эпизодов темам "пейзажной лирики" с перезвоном коровьих колокольчиков, пастушьими дудочками и раскатами грома (но ведь и с органом тоже, и с челестой...). По-моему здесь Юровский продемонстрировал не аналитический, более ему свойственный, но синтетический подход, и не старался "вскрыть" структуру симфонии изнутри, но наоборот, выдал ее "единым потоком", таким увлекательным, по-своему мощным, но в сущности незамысловатым "приключением". И даже кода, способная прозвучать как "погребальный плач" по тщетным, неосуществившимся надеждам, бесплодным усилиям человека по преодолению как житейских, так и космических преград на пути восхождения к неким идеальным вершинам, обернулась меланхоличным, примиренческим "успокоением", как если бы "не все умерли", а "усталые, но довольные, вернулись они в пионерлагерь" - содержательно это скорее какой-нибудь Курентзис, а не Юровский; впрочем, Юровский всякий хорош, нужен и... с некоторых пор редок.