Википедия, так не любимая многими (во многом, кстати, заслуженно) дает такие сведения о понимании Э. Ильенковым идеального:
Термином «идеальное» у Ильенкова обозначается отношение между, по меньшей мере, двумя разными вещами, одна из которых адекватно представляет сущность другой в форме человеческой деятельности . Чтобы выражение сущности вещи было
(
Read more... )
Речь, однако, идет не о "воплощении", а о "локализации" идеального.
"Идеальное не скрывается в черепной коробке, доказывал Ильенков. Его телом является не только мозг, но и любая созданная человеком для человека вещь".
Я не берусь судить сейчас, действительно ли Ильенков утверждал подобный вздор. Допустим, писал. Но, в таком случае, "любая созданная человеком вещь", выйдя из его рук, оказывается материальным носителем идеального сама по себе, без всякого этого и других людей участия, безотносительно к воспринимающему это идеальное органу человеческого сознания - мозгу.
Мозг не является "телом" мысли или "идеи", а является материальной основой процесса мышления, порождающего мысль, которая сама не материальна, как известно.
Если вы вслед за Ильенковым станете убеждать нас, что передача мысли на расстояние и через время посредством известных материальных предметов (например, исписанной определенным образом бумаги) означает, что мысль, покинув мозг человека, "поселяется" в бумаге, находя в ней свое тело, то вам придется ответить на следующее возражение: объект реального мира (в данном случае некий носитель информации) вызывает у мыслящего субъекта рождение новой для него мысли, более или менее совпадающей с мыслью другого человека, точно так же, как наблюдаемые многими людьми явления материального мира вызывают у них появление сходных мыслей. На последнем зиждется идеалистическая доктрина "абсолютной идеи", открывающейся индивидуальному сознанию через наблюдение и осмысление увиденного, но существующей независимо от этого сознания.
Нет индивидуального сознания вне общественного, но и общественное сознание существует только как сознание индивидов и только через него, а не в любых вещах, созданных человеком.
Если же Ильенков утверждал всего лишь, что эти вещи, например, книга являются материальным носителем информации ("идеального"), передаваемой от человека к человеку, то это банальность
Reply
Впрочем Ваша точка зрения мне представляет вполне логичной. Но надо бы перечитать кое-что из Ильенкова, чтобы окончально поставить точку в этом вопросе. Еще Лифшиц что-то писал про идеальное.
Reply
Leave a comment