Понимание идеального у Ильенкова

Mar 23, 2008 15:09

Википедия, так не любимая многими (во многом, кстати, заслуженно) дает такие сведения о понимании Э. Ильенковым идеального:
Термином «идеальное» у Ильенкова обозначается отношение между, по меньшей мере, двумя разными вещами, одна из которых адекватно представляет сущность другой в форме человеческой деятельности . Чтобы выражение сущности вещи было ( Read more... )

К. Маркс, диалектика, философия, Э. В. Ильенков, Ф. Энгельс, марксизм

Leave a comment

vwr March 24 2008, 03:36:18 UTC
"Воплощение" идеального - материальное тело. Таков смысл употребленных слов.
Речь, однако, идет не о "воплощении", а о "локализации" идеального.
"Идеальное не скрывается в черепной коробке, доказывал Ильенков. Его телом является не только мозг, но и любая созданная человеком для человека вещь".
Я не берусь судить сейчас, действительно ли Ильенков утверждал подобный вздор. Допустим, писал. Но, в таком случае, "любая созданная человеком вещь", выйдя из его рук, оказывается материальным носителем идеального сама по себе, без всякого этого и других людей участия, безотносительно к воспринимающему это идеальное органу человеческого сознания - мозгу.
Мозг не является "телом" мысли или "идеи", а является материальной основой процесса мышления, порождающего мысль, которая сама не материальна, как известно.
Если вы вслед за Ильенковым станете убеждать нас, что передача мысли на расстояние и через время посредством известных материальных предметов (например, исписанной определенным образом бумаги) означает, что мысль, покинув мозг человека, "поселяется" в бумаге, находя в ней свое тело, то вам придется ответить на следующее возражение: объект реального мира (в данном случае некий носитель информации) вызывает у мыслящего субъекта рождение новой для него мысли, более или менее совпадающей с мыслью другого человека, точно так же, как наблюдаемые многими людьми явления материального мира вызывают у них появление сходных мыслей. На последнем зиждется идеалистическая доктрина "абсолютной идеи", открывающейся индивидуальному сознанию через наблюдение и осмысление увиденного, но существующей независимо от этого сознания.
Нет индивидуального сознания вне общественного, но и общественное сознание существует только как сознание индивидов и только через него, а не в любых вещах, созданных человеком.
Если же Ильенков утверждал всего лишь, что эти вещи, например, книга являются материальным носителем информации ("идеального"), передаваемой от человека к человеку, то это банальность

Reply

__zauberer__ March 24 2008, 10:16:01 UTC
Ну вроде он писал, что локализация идеального не отдельный мозг, а именно все человеческое общество. Т. е. мыслит все общество посредством мозгов отдельных его членов, а также посредством других материальных тел, воплощающих в себе идеальное. Кажется, так.

Впрочем Ваша точка зрения мне представляет вполне логичной. Но надо бы перечитать кое-что из Ильенкова, чтобы окончально поставить точку в этом вопросе. Еще Лифшиц что-то писал про идеальное.

Reply


Leave a comment

Up