Понимание идеального у Ильенкова

Mar 23, 2008 15:09

Википедия, так не любимая многими (во многом, кстати, заслуженно) дает такие сведения о понимании Э. Ильенковым идеального:
Термином «идеальное» у Ильенкова обозначается отношение между, по меньшей мере, двумя разными вещами, одна из которых адекватно представляет сущность другой в форме человеческой деятельности . Чтобы выражение сущности вещи было идеально чистым, материалом для него должно стать природное тело какой-либо другой вещи. Вещь как бы вручает свою «душу» другой вещи, и та делается её символом. Так дипломат символически представляет свою страну, деньги представляют стоимость всех товаров, а слова - значение разных вещей в культуре. Идеальное есть представление в ином и через иное, притом это всегда адекватное представление, и представление именно сущности вещей, а не каких-либо внешних черт, и всегда через деятельность. Идеальное не скрывается в черепной коробке, доказывал Ильенков. Его телом является не только мозг, но и любая созданная человеком для человека вещь. Мозг отдельного человека генерирует нечто идеальное лишь тогда, когда он начинает обслуживать потребности «неорганического тела» человечества - культуры. Сознание и воля возникают тут как формы ориентации в вещественном мире культуры; так же, как простая чувственность (пространственные образы, звуки, запахи и вкусы) служит для ориентации живого существа во внешнем природном мире.
Насколько я понимаю хоть что-то в работах Ильенкова, цитата эта в принципе верно отражает его воззрения. Хотелось бы узнать отношение комрадов-марксистов к этому вопросу. Вообще-то мне думается, что все это верно. Было бы большим ограничением отдавать для бытия идеального лишь материю человеческого мозга.
Еще хотелось бы узнать, на сколько такой подход согласуется с подходом Маркса, Энгельса и Ленина. Вроде бы и не вплоне согласуется... Насколько я помню, основатели считали идеальное именно пересаженным в человеческую голову и существующее только там. Но тут ведь ключевой момент именно в том, что идеальное есть не продукт одной человеческой головы, а продукт всего человечества, еще одна особая форма движения, возникшая после разнообразных биологических форм. И эта форма движения помимо собственно суммированных индивидуальных сознаний состоит из того материального тела искусственной природы, которое создано человечеством...
Ну в общем вопрос состоит в том, является ли это учение Ильенкова повторением положений открытых Марксом, Энгельсом и Лениным, или же это есть развитие марксизма, т. е. этого не было у классиков, но это верно, или же эта теория не является марксистской. Кто что думает?

К. Маркс, диалектика, философия, Э. В. Ильенков, Ф. Энгельс, марксизм

Previous post Next post
Up