Книги про языки

Nov 16, 2012 13:30

Прочитала 2 интересные книги: "Почему языки такие разные" В.А. Плунгяна и "Происхрождение языка" С. Бурлак.

Сначала о первой. По сути, эту книгу можно было бы назвать "лингвистика для чайников": в ней показывается, как может быть устроен язык, из чего он состоит, как это может меняться от языка к языку - и даны примеры строения языков мира. Читается очень легко, я бы даже сказала, что уровень - на школьников средних и старших классов (но взрослым может тоже быть интересно). Не исключено, что если бы я прочитала эту книгу в школе, была бы сейчас лингвистом. Единственное, что меня, можно сказать, обидело, это то, что автор даже не пытается дать ответ на вопрос, помещенный в заглавие книги. Он пишет о том, чем могут различаться языки, как разные изменения могут в них появляться, но все это не имеет отношения к ответу на вопрос "почему". Жаль.
"Происхождение языка" читается сложнее. Язык не ахти, автор легко сползает в научную терминологию (привычную для нее, но не для всех читателей). Но при этом даются колоссальные по объему знания о том, что есть язык, какие органы в каком виде необходимы для пользования языком, что отличает использование языка человеком от форм коммуникаций, существующих в животном мире. Т.е. затрагивается не только (и не столько) лингвистика, но и множество других наук. В последней главе книги приводится (и разбирается) ряд существующих гипотез о том, как и для чего появился язык у человека. Очень рекомендую тем, кому это интересно. Попутно автор пишет еще о некоторых фактах, которые небезынтересны: о том, как ребенок обучается языку и в чем отличие от обучения языку взрослого (до 5-ти лет ребенка можно обучить любому кол-ву языков как родному, а в более поздем возрасте не обойдется от тупления над грамматикой и ошибок в том, что не укладывается в жесткие правила), а также почему у детей такой долгий период беспомощности (из-да прямохождения женщина не может родить ребенка с размером головы более чем, а в этот размер головы не влезает весь необходимый взрослому человеку мозг: таким образом, мозг в значительной степени развивается после рождения ребенка).

Previous post Next post
Up