"Мы превратили пустыню в цветущий сад"

Mar 10, 2010 13:51

Есть такое замечательное выражение: «всем известно». Я думаю, об Израиле «всем известно» в первую очередь то, что захватив «бесплодную, пустынную, каменистую, заброшенную» землю Палестины, израильтяне превратили ее в цветущий сад: посадили деревья, к каждому подвели трубочку с водой, а, кроме того, пользуясь новейшими достижениями агротехники, в частности, искусственным орошением, развели обширное, плодоносное сельское хозяйство.

А до нас, дескать, все было заброшено и ничего не росло.

Израильский историк, опираясь на «документы эпохи» - киббуцную газету, дневники знаменитого директора Земельного управления Еврейского Национального Фонда (Керен Кайемет) Йосефа Вайца, а также частные письма, обрисовал впечатления израильтян, посетивших сразу после Шестидневной войны вновь завоеванный Западный Берег Иордана.

...«Множество израильтян ездили посмотреть на завоеванные территории. «Вся страна празднует и ездит на экскурсии по местности; все освобожденные территории полны израильтян, делающих покупки» - говорилось в письме, посланном в Лос Анжелес. «Евреи в движении, - писал в своем дневнике Йосеф Вайц спустя несколько дней после войны, наблюдая за колоннами автомобилей, полных выезжающих на однодневные экскурсии израильтян, - Все движется, перемещается, как будто в панике!»

Киббуцники из Йехиама выехали на Западный Берег в пяти желтых автобусах. «Дорога проходит по горам и напоминает знакомые места» - написал один из них, - «с одной только разницей: в этих горах сельское хозяйство развито на удивление. Везде виноградники, террасы и возделанные поля, насколько хватает глаз. Все это ухожено, обработано, чисто и приятно для взгляда. Тут и там видны жнецы, жнущие пшеницу серпами, или (особенно жницы) выдергивающие ее руками».

Увидев, в Гуш Эцион, сосновую рощу, путешественники шутливо воскликнули: «Керен Кайемет!» Они не знали, что это роща действительно была посажена Керен Кайемет в сороковых годах.

На Йосефа Вайца качество палестинского сельского хозяйства также произвело большое впечатление. Он увидел в нем «опору жизни, за которой самозабвенно ухаживают». По мере приближения к Хеврону его восхищение возрастало: «Чем глубже я вникаю в увиденное, тем больше переполняет меня чувство стыда и позора, когда я сравниваю «наши» горы возле Иерусалима с их горами возле Хеврона. Мы, с нашей сталью (огромными механическими плугами), с нашим образованием, с нашими огромными бюджетами и дорогущей водой, далеко не достигли такого процветания. По сравнению с ними, мы отличаемся отсутствием культуры и убожеством практики, и это потому, что они служат земле, и только от нее имеют свое пропитание, а мы от этого далеки».

Это был один из сюрпризов, поджидавших израильтян на «территориях». Ведь на уроках «Родной страны», как называли тогда занятия по географии, их учили, что арабы забросили землю: не ремонтировали террас, построенных две тысячи лет назад евреями, и тем самым позволяли почве оголять камни; их козы объедали древние леса; они превратили реки в болота и использовали камни древних развалин для постройки своих жилищ. Израильские учебники географии часто приводили слова британского офицера, пришедшего к заключению, что «не бедуины - дети пустыни, а, наоборот, пустыня - их создание».

(Том Сегев, «1967-й», издательство «Кетер», 2005, с. 446-449 )

* * *

От себя могу добавить,что, когда мы ездили на Дром Хар Хеврон для подготовки «одеяльной акции», мой приятель обратил мое внимание на то, как тамошние оседлые бедуины - «пещерные жители» - ведут свое сельское хозяйство: «Они используют каждую ложбинку, в которой зимой собирается влага, они знают, где бывает тень или солнце в разное время дня и года, и соответственно высаживают культуры». И действительно, когда мы спрашивали, что привезти «пещерным жителям» (они были в «блокаде», наложенной израильской армией якобы с целью безопасности, и не могли выезжать со своего нагорья в более крупные населенные пункты, где есть магазины) - нам отвечали: «Еды не надо, у нас тут все растет, еще и вас накормим! А вот одеял мы не можем достать, привезите нам одеяла и теплую одежду».

Позднее, когда мне пришлось в июне (на Шавуот :) участвовать там же в уборке урожая (а точнее, в охране жнецов от поселенцев, пытавшихся прогнать их с полей), я и сама убедилась, что долины покрыты густой пшеницей. Вот где были экологически чистые продукты: вода, на которой все произрастает, только дождевая либо та, которая просочилась из земли сама собой, а из консервантов - только соль! (американские студенты, тоже приехавшие помочь, удивлялись, помню, отчего предложенный им на завтрак сыр - такой соленый)...

А наш «цветущий сад» требует воды, запасов которой на Ближнем Востоке нет, и выкачивание которой из подземных акваферов может очень скоро привести к экологической катастрофе. В своем стремлении агрессивными методами догнать по озеленению Европу мы истощили землю, и так и не научились использовать то немногое, но достаточное для жизни, что она готова дать нам по доброй воле, как испокон веков дает крестьянам Хевронского нагорья.

Да и то сказать, "цветущий сад" цветет только у нас. Контролируя 80% водных запасов Западного Берега, мы отпускаем их палестинцам по капле, превращая "территории" в ту самую пустыню, о которой читали в школьных учебниках...

Свалка Мифов, Сионизм, История, Оккупация, Цитата

Previous post Next post
Up