- Я с кортиком, на белом коне, командую парадом! Я полковник! Я командую парадом! Я в звёздах! На белом коне! Я полковник! Я командую парадом!
Проект "Илитка" продолжает поиски самых разных представителей данного класса времен ГССР и независимой Грузии. Читатель знает, что я особо внимателен ко всяким креативщикам, которые внезапно стали министрами или де-факто властителями страны, как Джаба Иоселиани. Но сегодняшний герой будет весьма необычен тем, что изначально он был креативщиком, затем облачился в кимоно, а позже генеральские погоны себе добыл.
Давид Давидович Тевзадзе родился 30 января 1949 года в столице Абхазской АССР городе Сухуми. Его родителями были Давид Тевзадзе-старший и Ольга Иоселиани. Отец был артистом грузинского драматического театра в Сухуми, а мать - стоматологом и логопедом. У Ольги Иоселиани была еще сестра Вера, а их отец имел нетипичное для грузина имя
Ярослав, на которого и будет походить в будущем внук. В годы ВОВ Ярослав Иоселиани командовал подводной лодкой.
Уже в детском возрасте Давид носил вышиванку (весьма модная в хрущевские годы вещь), что определенно повлияет на некоторые детали его биографии.
Кроме Давида в семье было еще двое детей - сын Гурам и дочь. Вот фотография 1960 года, на ней семья Тевзадзе в полном составе на отдыхе в Железноводске.
Забегая вперед, я должен упомянуть, что после 1991 года братья Тевзадзе будут строить карьеру вместе, но для одного из них это закончится крайне печально. Но об этом немного позже.
В 1966 году Давид Тевзадзе закончил школу в Сухуми (скорее всего это была школа №1) и переехал учиться в Тбилиси на факультет филологии и философии ТГУ. Вот он с семьей в Бакуриани на фотографии 1968 года. Причем Давид с братом Гурамом носят сванские шапки еще до того, как они стали модными у всяких околозвиадистских элементов 20 годами спустя.
Несмотря на то, что Тевзадзе происходил из привилегированной и обеспеченной семьи, надо отметить его серьезное увлечение спортом. Вот он ворочает гири (которые не являются золотыми) в своей тбилисской хате, где у него гостит отец.
В 1971 году Давид Тевзадзе окончил учебу в ТГУ и поступил в аспирантуру института философии при АН ГССР. Через 4 года он закончил аспирантуру и начал работать в институте философии сначала младшим, а потом старшим научным сотрудником.
Одновременно с работой в институте философии он снова начинает учиться. На этот раз в тбилисском институте иностранных языков, где он становится студентом факультета английского языка и литературы. Здесь я должен упомянуть, что одним из преподавателей данного института в те годы был уже ставший героем проекта "Илитка" Гела Кандидыч Чарквиани, он же крестный отец грузинских либерах.
В 1978 году Тевзадзе заканчивает тбилисский иняз и начинает посещать заседания некоей организации под названием "Клуб молодых ученых".
Но к началу 1980-х годов ему снова захотелось обрасти дополнительными научными регалиями, поэтому он решил стать кандидатом наук. Поэтому Тевзадзе уезжает в Киев, где в 1983 году защищает кандидатскую диссертацию.
Именно во время жизни в столице УССР Тевзадзе увлекается восточными единоборствами и решает кроме философии заняться и изучением данных боевых искусств. Если быть точнее, то карате. На фотографии он стоит крайний справа и усами немного похож на Пихалкова.
Не менее интересен и тот факт, что в начале 1980-х годов советский агитпроп начал кампанию по демонизации карате. Но судя по фотографиям из киевского спортзала, где желающих изучить данное боевое искусство тренировали уроженцы Лаоса, в УССР на указы из центра смотрели сквозь пальцы.
А когда в мае 1984 года карате было запрещено на всей территории СССР как идеологически чуждый вид спорта, то Давида Тевзадзе это не коснулось. К тому времени он уже вернулся из Киева в Тбилиси и читал лекции во все том же институте философии АН ГССР по логике и истории философии. Тевзадзе принимал участие в республиканских и всесоюзных научных конгрессах, публиковал статьи и даже сборник прозы умудрился выпустить, не особо отходя от рабочего места.
Вдобавок Тевзадзе уже давно был семейным человеком, у него была жена и четверо детей. После снятия запрета на карате в 1989 году он оперативно основал федерацию карате Грузии и стал ее председателем. В 1991 году он записывается добровольцем в батальон "Орби" национальной гвардии, которой командовал другой креативщик - уже исследованный на страницах этого ЖЖ Тенгиз Китовани. Что делал Давид Тевзадзе в декабре 1991 и январе 1992 года, интернет умалчивает.
Зато известно, что с января 1992 года он стал командиром того самого батальона, в который не так давно вступил добровольцем. При этом ни дня не служивший в армии Тевзадзе менее чем за год уже был полковником. Тут я не могу не скопипастить бессмертный монолог Александра Маслаева из "Зеленого слоника":
- Ты меня слышишь? Посмотри, какая у меня форма! Посмотри, какие у неё звезды! Я её ещё никому не показывал. Только тебе покажу. Посмотри! Это моя парадная. Специально сшил! Посмотри, не бойся! Погоны? Я их поменяю! Вот они, погоны. Вот! Настоящие!
В 1992 году батальон "Орби" был включен в состав ВС Грузии и Тевзадзе стал руководить уже 11-й разведбригадой. Через год он отправился в Абхазию уже как командир 1-й бригады. Вот он в 1993 году вместе с сослуживцами в селе Кутоли Очамчирского района. Кстати, кроме самого Тевзадзе в Абхазии воевал один из его сыновей Георгий (позже погибший во время боев) и старшая дочь Натия, которой тогда был 0,21 лигач.
Как закончилась война в Абхазии всем и так хорошо известно. Но Давид Тевзадзе в мае 1994 года стал начальником управления по международным связям минобороны Грузии.
И в том же году уехал учиться в колледж обороны НАТО, который находился в Риме. После обнищавшей и разоренной тремя войнами Грузии это был огромный контраст.
Из Рима Тевзадзе направили продолжать учебу в городе Гармиш-Партенкирхен, что в Баварии. А в 1996 году настал черед перебираться за океан - он стал учиться в колледже командования и генштаба в Форт-Ливенворте, что в штате Канзас.
Какая учеба в американском военном учебном заведении без регулярных стрельб в тире? Вот и Тевзадзе как истинный креативщик после регулярных ходок в тир начал считать себя настоящим Рембо, даром что он был всего лишь липовым полковником.
Именно к таким кадрам, как Давид Тевзадзе, лучше всего подходит фраза из "Крепкого орешка", которую произносил главный злодей Ханс Грубер в исполнении Алана Рикмана: "Just another American who saw too many movies as a child? Another orphan of a bankrupt culture who thinks he's John Wayne? Rambo? Marshal Dillon?"
Не бывает учебы без студенческих поездок и Давид Тевзадзе не стал исключением. Вот он в 1996 году посещает город Корпус-Кристи, что в штате Техас. За его спиной виден мост Harbor Bridge 1959 года постройки, то есть координаты съемки примерно здесь: 27°48'53.6"N 97°23'52.5"W
В 1997 году Тевзадзе завершил учебу в Штатах и вернулся в Грузию. После возвращения Эдик назначил его председателем главной военной инспекции при верхновном главнокомандующем, которым являлся сам Шеварнадзе. Не самая пыльная работенка, верно?
Ну а в апреле 1998 года Эдик отправил в отставку главу минобороны Вардена Надибадзе. Ему на смену пришел подготовленный барином кадр, коим был Давид Тевзадзе. Ни дня не служивший в армии креативщик-каратист, вступивший в 1991 году в ряды нацгвардейцев, потому что учуял - анархократия на подходе и источником власти будет оружие. Идеальный пластилин для лепки своего агента влияния, к тому же крайне падкий на регалии и привилегии.
- Я на лошади. Ты на белом коне, и я на белом коне. А потом на бал. А потом салют… в нашу честь. Салют в нашу честь. Сначала на парад, а потом в дом офицеров пойдём. Бал будет. Пиво. Салют. В мою честь салют. Я полковник и ты - на белом коне.
Но такие кадры нужны всегда. Причем любому барину, не только заокеанскому. Если бы Давида Тевзадзе не существовало, его надо было выдумать. Что касается его деятельности на посту главы мионобороны Грузии, то об этом будет написано во второй части.