Вот и наступил черед последней главы проекта "Илитка" про бывшего главу совмина ГССР Гиви Джавахишвили. В
прошлой части рассказывалось о периоде между 1968 и 1972 годами, то есть до прихода во власть Эдика. Сейчас речь пойдет о последних годах политической карьеры и жизни Джавахишвили.
29 сентября 1972 года бессменный начальник Джавахишвили Василий Мжаванадзе был смещен с поста главы ГССР "по состоянию здоровья".
И хотя Джавахишвили отставка Мжаванадзе и последовавший за этим отъезд бывшего начальника в Жуковку в качестве почетного изгнанника никак не затронул (пост главы совмина он сохранил), было ясно одно: крыши у Гиви Дмитриевича больше нет.
Открытым оставался лишь один вопрос: как долго продержится один из самых близких Мжаванадзе людей на своем посту, когда вокруг уже вовсю шла чистка кадров со стороны Эдика?
На это ушло более трех лет. Впрочем, обо всем по порядку. Сначала Джавахишвили стал политиком исключительно локального масштаба. Ушли в прошлое поездки по всему миру, которые он мог совершать при Мжаванадзе. Теперь сферой его деятельности стала исключительно ГССР и масштабы сильно сузились. Примерно до съездов всяких деятелей компартии Грузии типа этого, что проходил в октябре 1973 года.
Портрет Ленина с хитрым прищуром тоже хорош - будто интересуется, все ли ты выложил во время продразверстки.
Были и встречи с представителями силовых ведомств ГССР.
Номенклатуру калибром поменьше Джавахишвили принимать тоже никто не мешал.
Гостей из Москвы он встречал как и прежде, как на этой фотографии начала 1974 года. Хотя в центр уже не выбирался - сам не хотел или по велению Эдика не пускали, это хороший вопрос.
Вместе с Эдиком Джавахишвили принимал и руководителей других ССР - например, главу Азербайджана в 1969-1982 годах Алиева. Который сумеет перебраться в Москву на 3 года раньше Эдика.
Вообще 1974 год был весьма насыщенным для Джавахишвили, несмотря на то, что Эдик сильно урезал его влияние в ГССР. Но баллотироваться в ВС СССР никто запретить ему не мог, что он и сдедал в июне того же года.
Летом того же года в Грузию приезжали сразу два члена политбюро ЦК КПСС. Одним из них был
Андрей Кириленко, который тогда еще был среди самых влиятельных партийных бонз.
С Кириленко (и Эдиком тоже) Джавахишвили посещал завод №31.
Но над ним уже висел преемник в лице Зураба Патаридзе.
В июле-августе 1974 года ГССР посетил старый друг Джавахишвили
Алексей Косыгин.
Вот только помочь он главе совмина ГССР уже ничем не мог.
Да и вряд ли хотел - Джавахишвили был фигурой вчерашнего дня, а за таких цепляться было не принято. Поэтому все ограничилось дегустацией минеральной воды в Боржоми.
В Пицунду Джавахишвили вообще не взяли.
Хотя привилегии у него оставались все те же, как у члена ЦК КПСС.
Но политическая карьера близилась к концу. 17 декабря 1975 года Гиви Джавахишвили
был освобожден от должности главы совмина ГССР "по личной просьбе" и стал персональным пенсионером союзного значения.
Вдобавок он был включен в состав президиума ВС ГССР. Мебельная должность, чтобы не скучал.
Помимо этого, Джавахишвили иногда принмал участие в заседаниях института геологии.
Но в целом с выходом на пенсию Гиви Дмитриевич смирился довольно быстро.
Да и бывшие коллеги его не забывали. Вот фотография конца 1977 года, на которой рядом с Джавахишвили стоит секретарь Калининского райкома партии Сергей Ригвава. При этом заметно, что через 2 года после отлучения от власти бывший глава совмина сильно сдал.
А это уже 1979 год, где Джавахишвили посещает какой-то объект вместе с секретарем ЦК компартии Грузии по сельскому хозяйству Патефоном.
Вроде бы не лето от слова совсем, но он продолжает носить очки с темными стеклами.
Олимпийский 1980 год, Гиви Дмитриевич на заседании ВС ГССР. Ему тут нет и 0,68 лигачей, но выглядит он гораздо старше.
Одна из последних прижизненных фотографий бывшего главы совмина в публичном доступе, снятая в 1981-1982 годах. С возрастом люди становятся пятнистыми, но здесь Джавахишвили решил бросить вызов самому старику Титаренко.
10 ноября 1985 года в возрасте 0,72 лигачей он отправился на свой последний пленум ЦК КПСС, будучи совершенно забытым жителями ГССР. Бывший начальник Мжаванадзе переживет его почти на 3 года и тоже будет похоронен на Сабурталинском кладбище вместе с Джавахишвили.