Вот и подъехала очередная глава проекта "Илитка", где главным героем на данный момент все еще является самый долгоиграющий премьер в истории Грузии Гиви Джавахишвили. В
прошлой главе было рассказано о том, как он ездил в 1967 году в Великобританию и Канаду, а в этот раз будет освещен период между 1968 и 1972 годом.
После второго трансконтинентального путешествия Джавахишвили наступило относительное затишье и за пределы СССР он долгое время не выезжал. Вот фотография февраля 1968 года, на которой Джавахишвили с женой посещают нечто, похожее на ресторан (?).
А это уже июль 1968 года в кутаисском аэропорту Копитнари, где Джавахишвили вместе с Павлом Гилашвили, Георгием Дзоценидзе, Ревазом Пруидзе и Евгением Чазовым (последние трое на фото не видны, но они там были) ждут прилета Гамаля Абделя Насера, который
будет лечиться в Цхалтубо.
Примерно с того же времени Гиви Дмитриевич начнет часто носить темные очки, которые станут одной из его отличительных черт.
Из главы совмина ГССР получался отличный стереотипный шпион, этакий secret agent man. Не хватало лишь длинного плаща.
Это место я определить не смог, но на СССР не очень похоже.
Зато это место несложно определить - это место строительства высотного корпуса ТГУ в Сабуртало, куда Джавахишвили пришел вместе с секретарями ЦК компартии Грузии Ревазом Пруидзе (транспорт) и Дэви Стуруа (идеология).
Дел у Джавахишвили было предостаточно. Те же совещания в совмине, например.
Или там всякие съезды с пленумами. На которых можно было повстречаться со старыми знакомыми, уехавшими в Москву, вроде Георгия Дзоценидзе и Михаила Георгадзе.
Да и пост правой руки первого секретаря обязывал сопровождать начальника на любимые им походы в гости к военным или МВД. Здесь помимо Джавахишвили и Мжаванадзе виден второй секретарь компартии Грузии в 1964-1971 годах Петр Родионов, о котором
я более подробно рассказывал в рамках проекта "Смотрящий".
А здесь Джавахишвили с Мжаванадзе сидят в варкетильской беседке. Тогда это еще было село рядом с Тбилиси, а не спальный район на его окраине.
Рабочих поездок у Гиви Дмитриевича тоже хватало.
Иногда к месту назначения приходилось добираться даже на ГАЗ-51, как к месту строительства Ингури ГЭС в 1970 году.
Бывало дело, что ездил председатель совмина ГССР и на тогда еще совсем новой "Волге".
Но чаще все же на ГАЗ-13, ведь Джавахишвили как члену ЦК КПСС с 1956 года полагалась "Чайка" и 2 автомобиля сопровождения.
В июне 1970 года он баллотируется в ВС СССР от Октябрьского района Тбилиси.
Понятное дело, что вряд ли кто-то помешал бы Джавахишвили туда попасть.
Бывало дело, что в рабочую поездку глава совмина ГССР отправлялся и на вертолете, который обычно был зарезервирован за первым секретарем.
Вообще эта поездка с вертолетом была очень странная. Джавахишвили прилетел в какое-то село.
Встретился с местным населением.
Там ему дали рог с вином, который он осушил.
И затем Джавахишвили уехал восвояси на служебном ГАЗ-13. Причем сидя спереди рядом с водителем, а не сзади, как положено.
1971 год был последним в плане активности Гиви Дмитриевича. В феврале он ходил на выставку достижений народного хозяйства ГССР.
Весной принимал Брежнева, когда тот прилетел на полувековой юбилей ГССР в Тбилиси.
Летом 1971 года Джавахишвили с женой отправились в Италию.
Она - изучать итальянские курорты, он на конгресс тамошней компартии.
Кто это в кожаной куртке, часом не Энрико Берлингуэр собственной персоной?
Дамы в ИКП были куда интереснее, нежели в КПСС.
После возвращения из Италии Гиви Дмитриевич недолго отдыхал в родном совмине.
Уже в октябре он отправился в Канаду вместе с Косыгиным.
Click to view
К тому времени премьером Канады уже 3 года был Пьер Трюдо, отец дегенерата Джастина, на которого так люто обмазываются пустоголовые канадские (и не только) тетки.
У папаши Трюдо харя типичного извращенца или педобира - на такую даже наступать не хочется, чтобы не зашквариться. Sleazy faggot, одним словом. Логично, что сын стал таким же дегродом, как и отец.
А еще в Оттаве на Косыгина напал венгерский эмигрант. Тут видно, что в него чем-то кидают. Джавахишвили в очках стоит прямо за спиной советского премьера.
Видео нападения тоже есть, но там мало чего разберешь.
Click to view
Но в итоге все обошлось и Косыгин даже вождем индейского племени стал.
После Канады Косыгин с делегацией отправился на Кубу. Вот
видео той поездки к Фиделито и его братьям, на котором заметен и Джавахишвили.
Фотографий самого Джавахишвили в архиве парламентской библиотеки я не нашел, но зато там обнаружилось изображения старины Фиделя, который что-то показывает и рассказывает.
Так заканчивался 1971 год для главы совмина ГССР. Наступающий год он планировал провести не менее активно и поначалу это ему даже удавалось.
В апреле 1972 года Джавахишвили отправился вместе с председателем ПВС СССР Подгорным в Турцию.
Видео этой поездки я тоже нашел в интернете. На этой фотографии советская делегация возлагает венок к могиле Ататюрка.
Вот что
писали о поездке Подгорного в Турцию главные лахтодырки политбюро демпартии из New York Times:
President Nikolai V. Podgorny of the Soviet Union arrived in Ankara today for a week‐long official visit and talks with Turkish leaders that are expected to concentrate on expanding relations between the two neighboring countries.
Mr. Podgorny, the first Soviet head of state to visit Turkey, was accompanied by economic and trade officials and his daughter Natalya.
Подгорный у западной прессы именуется президентом СССР и он тоже берет с собой дочь в заграничные поездки (как это делал Косыгин, но он к тому времени уже был вдовцом, в отличие от Подгорного, чья жена пережила его самого и умерла аж в 1995 году).
Помимо Анкары советская делегация посетила Стамбул и Измир. Вот фотография с Измира, где члены делегации посещали античные развалины.
Почти сразу после Турции Джавахишвили с женой отправились в Австрию. Именно там и был сделан снимок, который я сделал заглавным к этому посту. А здесь глава совмина ГССР посещает какой-то завод.
Еще одно посещенное австрийское предприятие, но теперь уже в сопровождении жены.
Был и официальный прием австрийской стороной.
Вот только кто все эти люди, я так и не смог установить.
Обмен подарками тоже присутствовал.
Глядя на эту фотографию, невольно кажется, что главным блюдом на столе были цветы.
А это уже фотография после застолья, скорее всего.
Неплохая терраса у австрийцев была все же. Видно плохо, но панорама оттуда должна быть весьма недурственной.
Съездила чета Джавахишвили-Метехели и на природу.
Интересно, кем является мужик слева - гостеприимный австриец или человек из советского посольства?
А было дело где-то неподалеку от Вены. Потому что телебашня очень напоминает венскую.
Посетил Джавахишвили и бывший концлагерь Маутхаузен.
Но заграничная поездка советского номенклатурщика не может быть вечной. Тем более что главу совмина и в Грузии заждались. Например, на Тбилисской ГРЭС, где в 1972 году завершился ввод в строй пяти энергоблоков.
Были и другие заботы помимо расширения ТбилГРЭС. Например, отпуск на госдаче под Гагрой, где среди отдыхающих партийных бонз был секретарь ЦК КПСС и член политбюро Андрей Кириленко.
Который тоже был хорошим знакомым Джавахишвили.
Особенно если учитывать тот факт, что в начале 1970-х Кириленко был одним из самых приближенных к генсеку лиц.
Помимо Кириленко в то же время среди номенклатурных курортников Абхазии был и бессменный глава Казахстана Динмухамед Кунаев, с которым Джавахишвили посетил железнодорожную станцию Псырцха близ Нового Афона.
После отпуска Джавахишвили вернулся в Тбилиси и присутствовал на открытии памятника композитору Захарию Палиашвили. Вместе с Мжаванадзе, который будет смещен с поста через несколько недель. Справа стоит внук Палиашвили.
В октябре 1972 года наступила эпоха Эдика.
Джавахишвили продержится при гурийском милиционере более 3 лет на посту, но такого влияния и активности, какие были у него при Мжаванадзе, уже не будет. Не станет и заграничных поездок - он превратится в фигуру сугубо локального масштаба. Но об этом уже в последней главе.