Дважды второй

Apr 22, 2021 18:58

Итак, я все же решился начать публикацию записей в рамках проекта "Смотрящий". В него войдут посты о четверке партийных бонз, присланных в Грузию из Москвы на пост второго секретаря и не являвшихся этническими грузинами. То есть человека №2 в стране. Причем позиция №2 была не такой уж и второй, как могла казаться - обычно вторые секретари заправляли такими сферами, как промышленность, сельское хозяйство, управление кадрами и самым главным. Этим главным была идеология в республике.

Как я уже сказал, всего таких смотрящих было четыре. Это Петр Родионов (30.01.1964 - 27.02.1971), Альберт Чуркин (01.03.1971 - 14.04.1975), Геннадий Колбин (14.04.1975 - 06.01.1984) и Борис Никольский (06.01.1984 - 17.06.1989). Начнем именно с Никольского, так как он наследил в Грузии больше всех остальных.

UPD: как показал дальнейший поиск, смотрящих было 5. Первым был Дмитрий Землянский (19.12.1962 - 23.9.1963), который умер на своем посту в возрасте 51 года. Интересно, от чего?

UPD еще раз - обнаружен смотрящий №6, Павел Кованов (08.08.1956 - 19.12.1962).

В 46 лет лет Никольский становится вторым человеком в Грузии, то есть еще в шеварднадзевские времена. Правда, совместных фотографий почти нет. Нашел только одну фотографию 1984 года, где Шеварднадзе с Никольским осматривают отреставрированные кварталы старого Тбилиси. Никольский идет во втором ряду посередине.


Но дважды вторым я назвал Никольского не просто так. Давайте пройдемся по биографии этого матерого бюрократа.

В 1959 году Никольский окончил свою шарагу (Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства) и до 1968 года спокойно себе работал на машиностроительном заводе опытных конструкций Всесоюзного института механизации сельского хозяйства, где в итоге стал главным инженером. Затем у молодого инженера (Никольскому было тогда 30 или 31 год) что-то щелкнуло в голове и он решил заделаться чиновником. Хотя кто знает, с кем в те годы водил дружбу и налаживал связи главный инженер. В любом случае, именно в 1968 году он становится партийным чиновником в райсполкоме Ждановского района Москвы, который сегодня зовется Таганским.

Интернет и википидоры утверждают, что в 1976-1982 годах Никольский был заместителем председателя исполкома Московского городского Совета народных депутатов, а в 1982-1984 годах стал секретарем Московского горкома КПСС. Чем Никольский занимался в 1968-1976 годах, не очень понятно. Но тут нам поможет будущий коллега Никольского по работе в московской мэрии родом из Боржоми, чье имя Иосиф Орджоникидзе. Вернее, поможет его биография.

После распределения в 1971 году Орджоникидзе очутился на Тбилисском авиастроительном заводе, где быстро стал комсоргом. А дальше двигался по накатанной колее комсомольской работы и уже в 1973 году стал секретарем Заводского райкома комсомола Тбилиси. Вскоре на него обратил внимание Борис Никольский -- тогдашний второй секретарь Тбилисского горкома партии, а ныне один из крупнейших чиновников московской мэрии, где вообще предпочитают кадры, прошедшие комсомольскую и партийную школу (в мэрии господствуют та же дисциплина, та же лесть начальству и преклонение перед ним, распространены те же шуточки, здесь так же любят футбол и бани, как почитали их в любом горкоме ВЛКСМ). Вскоре Орджоникидзе переводят в Москву (на должность инструктора), а потом возвращают в Грузию -- но уже, как после всякой московской стажировки, с повышением. Он становится сначала простым, а затем первым секретарем грузинского республиканского комитета комсомола -- и здесь начинают проявляться его уникальные способности.

Судя по всему, Никольский не очень долго задержался на партийной работе в Ждановском районе Москвы, раз в 1973 году он уже был вторым секретарем горкома партии в Тбилиси и уже мог продвигать избранных им людей вверх по партийной лестнице. Подозреваю, что именно до назначения в 1976 году заместителем председателя исполкома Московского городского Совета народных депутатов Никольский и сидел в Тбилиси. Почему я в этом уверен? На помощь приходит все тот же засиратель грузинского побережья Сосо Орджоникидзе:

После возвращения в Тбилиси Орджоникидзе был в 1976 году назначен секретарем республиканского комитета комсомола Грузинской ССР, впоследствии его повысили до первого секретаря.

Когда Никольский в первый раз переехал из Москвы в Тбилиси, интернет умалчивает. Но подозреваю, что он мог очутиться в столице Грузии в 1972 году, когда после ухода Василия Мжаванадзе с поста главы грузинской компартии началась и чистка его кадров. Кстати, в бытность секретарем московского горкома КПСС Никольский тоже не забывал об Орджоникидзе:

В 1983 году Орджоникидзе переехал в Москву, где стал секретарем ЦК ВЛКСМ. На этой должности он курировал стройотряды и молодежные жилищные кооперативы.

Теперь возвращаемся ко второму пришествию Никольского в Грузию. Проработав с Шеварднадзе полтора года, он продолжил быть человеком №2 при преемнике Эдика Джумбере "Патефоне" Патиашвили. Которого Эдуард Амвросиевич готовил себе на смену за много лет до переезда в Москву (о Патефоне еще предстоит написать), но это уже другая история.


Продолжались прогулки по обновленным кварталам старого Тбилиси.


Встречи и проводы партийных бонз в тбилисском аэропорту.


Как это было с тогдашним президентом Анголы Жозе Эдуарду Душ Сантушем, правившим с 1979 по 2017 годы.


Были и посиделки с тогдашним политбюро. На заднем плане видна агитмашина на шасси чехословацкого грузовика Avia, который в девичестве был французским Saviem.


На празднование дня победы 9 мая в парке Ваке Никольский тоже ходил. Внимательный читатель увидит на снимке одну из самых мистических фигур Грузии тех лет - генерала Алексея Инаури.


Поездки по Грузии тоже были в наличии, куда же без них. Вот Никольский с Патефоном и Павлом Гилашвили (заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР и председатель Президиума Верховного Совета Грузинской ССР в 1976-1989 годах) посещают дом-музей Маяковского в Багдади.


Все та же троица, но уже где-то в Аджарии.


А здесь Никольский, Гилашвили и Виктория Сирадзе (заместитель Гилашвили в верховном совете ГССР) посещают монастырский комплекс Давид-Гареджи в 1987 году. Тот самый Давид-Гареджи, часть территории которого мишисты втихую пытались слить Азербайджану в 2007 году и упорно утверждают, что те территории грузинскими никогда и не были.


Летом 1988 года Никольский ездил на XIX партийную конференцию КПСС в Москву. За ним видны будущий глава ГССР в 1989-1990 годах Гиви Гумбаридзе и все та же Виктория Сирадзе. Гилашвили тоже заметен слева от Никольского благодаря своей пышной шевелюре.


В декабре того же года Никольский опять едет в Москву на съезд работников образования. Интересно, каким боком второй секретарь имел отношение к образованию?


Затем наступает апрель 1989 года. Про сам разгон митинга 9 апреля и гибель людей не писал только ленивый. Но не поленюсь вставить копипасту из книги Анатолия Собчака, где он описывает Никольского:

Сторонник жестких административных и волевых действий. Еще в ноябре 1988 года настаивал на использовании армии для разгона несанкционированных митингов. Инициатор акции устрашения 8 апреля - прохождения войсковых колонн через город и барражирования военных вертолетов над городом. Принимал активное участие в выработке решений по пресечению митинга, а после трагедии - в преследовании лидеров оппозиционных организаций и в заметании следов происшедшего.

Вскоре после событий 9 апреля освобожден от должности второго секретаря ЦК компартии Грузии, но тут же немедленно был трудоустроен и занял должность председателя Плановой комиссии Москвы.
Насчет "немедленно" Собчак все же лукавит, ведь Никольский после 9 апреля просидел на посту второго секретаря еще более 2 месяцев. Для сравнения тот же Патиашвили ушел с поста 14 апреля. Все же вторые секретари назначались по указке из центра и соответственно центр им подыскивал новые посты.

В Москве у Никольского карьера пошла в гору. Как пишет все тот же Собчак:

Борис Никольский, по свидетельству Г. X. Попова, М. Ю. Лужкова и других руководителей Москвы, в эти дни вел себя безупречно - трое суток не покидал своего поста, сделал все от него зависящее для поражения путчистов.


Такое вышестоящие не могли не заметить и уже в 1992 году Никольский стал заведовать городским хозяйством Москвы (наверное, одна из самых хлебных должностей в городе). Он принимал участие в строительстве МКАД, а в 2001-2002 годах был первым заместителем Лужкова, одновременно сидя в совете директоров Мосэнерго и отключая электричество тем, кто его не оплачивал. Параллельно в 2002 году Никольский был председателем московской комиссии по полимлованию заключенных, созданной по лужковскому указу. После московской мэрии Никольский перебрался в синекуру под названием Совет федерации, где был представителем Москвы в 2002-2004 годах. Затем он уходит в какие-то конторы "Кредиттраст" и "Союзнефтегаз" - вот что значит человек со связями. Конец фильма наступает в декабре 2007 года, когда Никольский покидает этот жестокий мир в лучших традициях патриотичных постсоветских чиновников и особенно представителей московской мэрии, приняв истинную религию в Швейцарии, где он проходил лечение.

Кстати, тогдашний фаворит Никольского Иосиф Орджоникидзе все еще жив-здоров и продолжает засирать своими архитектурными высерами побережье Грузии. Уничтожение пансионата "Наука" в Цихисдзири 15 лет назад целиком на совести этого говнюка (и еще на совести продажных чинуш, позволивших ему снести здание).


Хорошо хоть Kempinski прокатил его и не дал использовать свой бренд. Но это уже совсем другие истории.

А ю лаки мен! ты живешь наверху, чисти вилкой!, 5БВ, почитать принес, потребляй и блядствуй, самолеты какие были?, элитная блядва, чай "Липтон"-греческая смоковница, Швейцария, ЗС, Поехавшая Россия

Previous post Next post
Up