После переезда во второй половине 1998 года из Москвы в Батуми я был весьма поражен размерами кораблей, заходивших в порт. В 1990-1991 годах я мог видеть круизные корабли черноморско-кавказской линии в Сухуми, но в дышащем на ладан СССР они ходили реже, да и я был сильно моложе и потому не помню всех деталей. А в Кривом Роге или Москве здоровенных лайнеров или танкеров не было и быть не могло.
Среди нескольких мелкотравчатых прогулочных судов, которые обитали 23 года назад в Батуми, особняком стоял громадный пассажирский лайнер "Мемед Абашидзе". Я помню его часто стоявшим у причала в 1998-1999 годах, после чего он пропал. Увы, из-за бедности тех лет фотографий этого судна у меня не сохранилось. Но благодаря архиву парламентской библиотеки эта проблема решена.
Тогда я был еще совсем молод и это судно казалось мне чем-то суперсовременным. На самом деле это был древний британский автомобильно-пассажирский паром, построенный аж в 1967 году во Франции. До 1992 года он курсировал между Великобританией и Францией, затем до 1997 года работал в Греции. А в 1997 году стал этаким флагманом полуживого после эффективного менеджмента Аслана Смирбы Грузинского морского пароходства. Отсюда и надпись на бортах "Gesco Line", что означает Georgian Shipping Company. Назван же паром был в честь деда тогдашнего главы Аджарии Аслана Абашидзе.
Ходил "Мемед Абашидзе" преимущественно в Одессу, что подтверждает эта фотография.
К концу 1999 года у меня появился простенький механический пленочный фотоаппарат и я очень хотел снять громадное судно в порту Батуми. Но "Мемед Абашидзе" к тому времени уже исчез и как оказалось - навсегда. Он вернулся в Грецию, сменил имя на Millenium Express II и ходил из Пирея в Лимассол и Хайфу. В 2000 году старое судно было брошено на периферию и начало обслуживать некогда сверхпопулярную у грузинских перегонщиков подержанных автомобилей из Европы линию Бриндизи - Игуменица, а чуть позже его перебросили на линию до турецкого Чешме. Весной 2002 года на судне вспыхнул пожар, после которого корабль решили просто списать (к тому моменту ему было уже 35 лет) и через год он превратился в металлолом на разделочной базе в Алиаге. Поэтому я так и не смог снять его на тот пленочный фотоаппарат. Но кое-какие мои фотографии двадцатилетней давности из Батуми и окрестностей любопытный читатель
может найти тут.
С тех пор много чего изменилось. Паромов в Батуми стало ходить больше и чаще. Но некоторые линии запускались мучительно долго. Те же болгарские, например. Сейчас
в Бургас добраться через Черное море не проблема и я с удовольствием бы протестировал этот маршрут, не будь на дворе коронная шиза. А в конце 1990-х паром из Варны швартовался прямо у пассажирского причала в Батуми:
Но это судно я самолично не видел ни разу. Видимо, сообщение между Батуми и Варной в те годы было крайне нерегулярным. Если кто-то из читателей знает название этого парома, то напишите об этом и я тут же добавлю в описание.